Оказание экскурсионного обслуживания возможно в трех формах.
Первая форма – в качестве служащего в организациях, занятых в туризме, на основании трудового договора (контракта), порядок заключения и действия которых определен Трудовым кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства о труде.
Вторая форма – в качестве лица, выполняющего работу (оказание услуг) на основании гражданско-правового договора. С учетом положения абзаца семнадцатого части третьи пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь деятельность таких лиц не носит характер предпринимательской деятельности при условии, что гражданско-правовой договор отвечает требованиям законодательства.
В частности, Указом Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» определено, что в гражданско-правовых договорах в обязательном порядке должны быть указанные следующие существенные условия:
предмет договора, которым является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности (в частности, оказание экскурсионного обслуживания);
порядок расчета сторон по гражданско-правовым договорам, включая суммы, подлежащие выплате;
обязательство заказчика – юридического лица или индивидуального предпринимателя, предоставляющего работу гражданам по гражданско-правовым договорам (далее – заказчик), по уплате за них в установленном порядке обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;
обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон гражданско-правового договора, перечисленных в подпунктах 1.3 и 1.4 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314, и ответственность за их невыполнение;
основания досрочного расторжения гражданско-правового договора;
ответственность за неисполнение заказчиком обязательств по оплате выполненной работы, оказанной услуги либо созданного объекта интеллектуальной собственности в виде неустойки в размере не менее 0,15 процента невыплаченной суммы за каждый день просрочки;
обязательство заказчика по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности по заключенным им гражданско-правовым договорам с гражданами осуществляется в местах, предоставленных заказчиком.
Третья форма – в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку экскурсионное обслуживание отнесено к видам деятельности, разрешенным для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя (приложение 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2024 г. № 457). В этом случае предъявляется требование о прохождении государственной регистрации в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя.
Важно отметить, что экскурсоводы, гиды-переводчики независимо от выбора форм работы обязаны пройти аттестацию в соответствии с Положением о порядке и условиях прохождения профессиональной аттестации, подтверждающей квалификацию экскурсоводов и гидов-переводчиков, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 сентября 2022 г. № 582.
Нарушение законодательства о предпринимательстве, как и запрета о проведении экскурсий без прохождения аттестации, установленного в пункте 4 статьи 34 Закона Республики Беларусь «О туризме», является административным правонарушением и влечет ответственность:
по части 2 статьи 13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях – за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, когда такая регистрация обязательна;
по части 3 статьи 13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях – за осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается. Сюда же относится проведение экскурсий на территории Республики Беларусь без прохождения аттестации, поскольку пунктом 4 статьи 34 Закона Республики Беларусь «О туризме» установлен соответствующий запрет.
Одновременно отмечаем, что с учетом положений статьи 33 названного Закона экскурсионное обслуживание осуществляется только при заключении с участниками туристической деятельности соответствующего договора.
с момента выдачи экскурсанту документа, формируемого кассовым оборудованием и (или) платежным терминалом и подтверждающего оплату экскурсионных услуг независимо от формы расчета, либо с момента совершения платежа за экскурсионные услуги посредством автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства Республики Беларусь;