С 01.03.2021 вступил в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП). Рассмотрим, что в связи с этим изменилось для нанимателей, их должностных лиц и других работников в составах правонарушений в сфере охраны труда.
Новым КоАП предусмотрено разделение административных правонарушений в зависимости от характера и степени общественной вредности на три категории (ст. 2.2 КоАП):
1) административные проступки;
2) значительные административные правонарушения;
3) грубые административные правонарушения.
К административным проступкам относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде штрафа в размере, не превышающем:
1) для физического лица - десяти базовых величин;
2) для индивидуального предпринимателя - двадцати пяти базовых величин;
3) для юридического лица - пятидесяти базовых величин.
К значительным относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде конфискации, депортации, штрафа в размере, определенном в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, выручки, сделки, внешнеторговой операции или дохода, разнице между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг), либо в размере, превышающем:
1) для физического лица - десять базовых величин;
2) для индивидуального предпринимателя - двадцать пять базовых величин;
3) для юридического лица - пятьдесят базовых величин.
К грубым относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде общественных работ, административного ареста, лишения права заниматься определенной деятельностью, а также повторное совершение которых влечет уголовную ответственность.
В зависимости от категории административного правонарушения изменились сроки, по истечении которых физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию (ст. 4.9 КоАП).
Так, в старом КоАП, лицо считалось не подвергавшимся административному взысканию по истечении 1 года после исполнения административного взыскания. В новом же КоАП данный срок сохранен только для лиц, совершивших грубое административное правонарушение.
Физическое или юридическое лицо, совершившее административный проступок, считается не подвергавшимся административному взысканию со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания (например, уплаты штрафа), а значительное административное правонарушение - по истечении 6 месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания.
Рассмотрим основные изменения в административной ответственности по охране труда.
В новом КоАП изменилась нумерация статьи, предусматривающей ответственность за нарушения законодательства об охране труда (ст. 9.17 старого КоАП изменена на ст. 10.13 нового КоАП), изменена ее формулировка, а также добавлены уточняющие сведения.
Так, в старом КоАП формулировка ч. 1 ст. 9.17 была следующего содержания: «Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем обязательных для соблюдения требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе в технических и локальных правовых актах», в новом КоАП – «Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда» (ч. 1 ст. 10.13 КоАП), санкция осталась прежней – штраф от 5 до 40 базовых величин.
Старый КоАП предусматривал ответственность за допуск к выполнению работ (оказанию услуг) лица, не прошедшего медосмотр либо освидетельствование, в случаях, когда это необходимо (ч. 2 ст. 9.17 старого КоАП), в новом КоАП ответственность за данное нарушение отдельно не выделена.
Также в старом КоАП была предусмотрена повышенная ответственность за повторные нарушения в сфере охраны труда (ч. 3 ст. 9.17 старого КоАП), в новом КоАП ответственность за повторное нарушение отдельно не выделена.
Вместе с тем, отдельно выделяются меры ответственности, если нарушение требований по охране труда повлекло травмирование работающих (ч. 2 ст. 10.13 КоАП): штраф в размере от 20 до 50 базовых величин.
Отдельно необходимо обратить внимание, что с 1 марта текущего года предусмотрена ответственность за нарушение требований по охране труда не только должностных лиц нанимателя, но и иных работающих (ч. 3 ст. 10.13 КоАП): штраф до 5 базовых величин.
Как и ранее предусмотрена административная ответственность за нарушение правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Изменилась лишь нумерация статьи, которая предусматривает такую ответственность (ст. 9.20 старого КоАП изменена на ст. 10.14 нового КоАП), штраф остался прежний - от 10 до 50 базовых величин.