Порядок обращения за осуществлением административных процедур в электронной форме
Порядок обращения за осуществлением административных процедур в электронной форме
В соответствии со статьей 14. Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-3 «Об основах административных процедур»:
1. Заявление заинтересованного лица подается на белорусском и (или) русском языках. В случаях, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, заявление заинтересованного лица может быть подано на иностранном языке.
2. Заявление заинтересованного лица подается в письменной форме, за исключением случаев, когда законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь допускается подача заявления в устной форме.
Законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь наряду с подачей заявления заинтересованного лица в письменной либо устной форме может быть предусмотрена возможность подачи такого заявления в электронной форме.
3. Заявление заинтересованного лица в устной форме подается в ходе приема заинтересованного лица.
4. Заявление заинтересованного лица в письменной форме подается в уполномоченный орган:
в ходе приема заинтересованного лица;
нарочным (курьером), посредством почтовой связи, если в соответствии с законодательством об административных процедурах не требуется личного присутствия заинтересованного лица.
5. Если законодательством об административных процедурах не определены сведения, которые должны содержаться в заявлении заинтересованного лица, подаваемом в письменной форме, в таком заявлении должны содержаться:
наименование уполномоченного органа, в который подается заявление;
сведения о заинтересованном лице:
фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства (место пребывания) – для гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства, регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – для индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер (при его наличии) – в случае подачи заявления заинтересованного лица нарочным (курьером) или посредством почтовой связи;
наименование и место нахождения, регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – для юридического лица;
наименование административной процедуры, за осуществлением которой обращается заинтересованное лицо;
перечень документов и (или) сведений (при их наличии), представляемых вместе с заявлением заинтересованного лица;
ведения о внесении платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, с указанием учетного номера операции (транзакции) в платежной системе в едином расчетном и информационном пространстве или реквизитов документа о плате за услуги (работы), оказываемые (выполняемые) уполномоченным органом при осуществлении административной процедуры;
вид связи, посредством которого необходимо направить уведомление о принятом административном решении (при необходимости);
подпись гражданина, либо подпись руководителя юридического лица или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать заявление, либо подпись, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) представителя заинтересованного лица, реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя заинтересованного лица.
Органом-регулятором могут быть определены формы заявлений заинтересованных лиц (за исключением органов-регуляторов, не являющихся нормотворческими органами), если такие формы не определены законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
6. Заявление заинтересованного лица в электронной форме подается через единый портал электронных услуг.
Перечень административных процедур, заявления заинтересованных лиц по которым подаются в электронной форме через единый портал электронных услуг, определяется Советом Министров Республики Беларусь с указанием в таком перечне способа идентификации и аутентификации заинтересованного лица, а также возможности подачи административной жалобы и получения административного решения через единый портал электронных услуг.
7. Если законодательством об административных процедурах не определены сведения, которые должны содержаться в заявлении заинтересованного лица, подаваемом в электронной форме, в таком заявлении должны содержаться сведения, указанные в абзацах втором–пятом, седьмом–десятом части первой пункта 5 статьи 15 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-3 «Об основах административных процедур», а также идентификационный номер (при его наличии).
8. Заявление заинтересованного лица, поданное в электронной форме, рассматривается в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-3 «Об основах административных процедур» для рассмотрения заявлений, поданных в письменной форме, с учетом особенностей, предусмотренных этим Законом.
Порядок получения уникального идентификатора
Порядок получения уникального идентификатора определен Положением о порядке получения уникального идентификатора, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2017г. № 637 (далее – Положение № 637).
Полученный в соответствии с Положением № 637 уникальный идентификатор может использоваться для заказа и получения электронных услуг.
В Положении № 637 применяются термины и их определения в значениях, установленных в Законе Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур», а также следующие термины и их определения:
личный электронный кабинет – веб-интерфейс доступа гражданина к общегосударственной автоматизированной информационной системе (далее – ОАИС), позволяющий использовать ее функциональные возможности согласно уровню доступа;
оператор ОАИС – республиканское унитарное предприятие «Национальный центр электронных услуг»;
служба выдачи уникального идентификатора (далее, если не указано иное, – служба выдачи) – служба «одно окно», созданная в соответствии с законодательством об административных процедурах, и иные государственные организации, уполномоченные Советом Министров Республики Беларусь на выдачу уникального идентификатора;
статический пароль – пароль, сформированный гражданином самостоятельно и используемый многократно для идентификации при входе в личный электронный кабинет с использованием уникального идентификатора;
уникальный идентификатор – данные, однозначно характеризующие гражданина при осуществлении административных процедур в электронной форме через личный электронный кабинет, в отношении которых законодательством об административных процедурах установлена такая форма их осуществления, а также при заказе и получении электронных услуг;
электронная услуга – оказываемая оператором ОАИС услуга, связанная с деятельностью по поиску, получению, передаче, обработке, распространению и (или) предоставлению информации посредством ОАИС, не являющаяся административной процедурой.
Уникальный идентификатор представляет собой последовательность символов, идентичную идентификационному номеру, указанному в документе, удостоверяющем личность гражданина.
Назначение уникального идентификатора гражданину для личного электронного кабинета осуществляет служба выдачи по письменному заявлению о выдаче (блокировке, разблокировке, изменении номера телефона) уникального идентификатора по форме согласно приложению к Положение № 637 (далее – заявление).
Для подтверждения личности гражданин предъявляет в службу выдачи документ, удостоверяющий личность.
В процессе назначения уникального идентификатора для личного электронного кабинета работник службы выдачи убеждается, что:
владельцем документа, удостоверяющего личность, является гражданин (путем визуального сличения внешности владельца с фотоизображением (цифровым фотопортретом) в документе, удостоверяющем личность);
сведения, указанные в заявлении, корректны и подлинны (путем сверки их в автоматизированном режиме посредством ОАИС со сведениями, запрашиваемыми из государственных информационных ресурсов (систем), владельцем которых является Министерство внутренних дел);
гражданин использует абонентский номер оператора сотовой подвижной электросвязи Республики Беларусь (далее, если не указано иное, – номер телефона) (путем направления гражданину на номер телефона СМС-сообщения, содержащего код проверки).
Назначение уникального идентификатора, а также формирование временного пароля в автоматическом режиме в порядке, определяемом оператором ОАИС, осуществляются службой выдачи при соблюдении следующих условий:
гражданином представлен действительный документ, удостоверяющий личность;
уникальный идентификатор гражданину ранее не назначался;
гражданином подтвержден факт использования номера телефона;
номер телефона не используется с другим уникальным идентификатором;
установлена достоверность сведений о гражданине, указанных в заявлении и документе, удостоверяющем личность, при проведении сверки в соответствии с абзацем третьим пункта 6 Положения № 637.
Временный пароль направляется гражданину посредством СМС-сообщения на номер телефона, указанный им в заявлении.
Гражданин самостоятельно изменяет временный пароль, сформированный в соответствии с пунктом 7 Положения № 637. После изменения временного пароля гражданин может формировать статический пароль неограниченное количество раз.
Изменение временного пароля и формирование статического пароля осуществляются гражданином при первом входе в личный электронный кабинет.
В случае утраты статического пароля гражданин может самостоятельно сформировать новый статический пароль при входе в личный электронный кабинет в порядке, определяемом оператором ОАИС.
В случае изменения номера телефона, указанного в заявлении, гражданин выполняет одно из следующих действий:
самостоятельно изменяет номер телефона, указанный в заявлении, а также статический пароль посредством функциональных возможностей личного электронного кабинета, определяемых оператором ОАИС;
обращается в службу выдачи с письменным заявлением, предъявив документ, удостоверяющий личность.
В случае обращения гражданина в службу выдачи изменение номера телефона осуществляется в порядке, определяемом оператором ОАИС, при соблюдении условий, предусмотренных в абзацах втором, четвертом–шестом пункта 7 Положения № 637.
Гражданин может отказаться от использования уникального идентификатора одним из следующих способов:
самостоятельно заблокировать назначенный ему уникальный идентификатор посредством функциональных возможностей личного электронного кабинета, определяемых оператором ОАИС;
обратиться в службу выдачи с письменным заявлением, предъявив документ, удостоверяющий личность.
В случае обращения гражданина в службу выдачи блокировка уникального идентификатора осуществляется в автоматическом режиме в порядке, определяемом оператором ОАИС, при соблюдении условий, предусмотренных в абзацах втором и шестом пункта 7 Положения № 637, а также при наличии у гражданина уникального идентификатора.
Отказ гражданина от использования уникального идентификатора влечет прекращение возможности осуществления через личный электронный кабинет административных процедур в электронной форме и получения электронных услуг с использованием уникального идентификатора в качестве способа доступа к единому порталу электронных услуг.
Для восстановления доступа к личному электронному кабинету с использованием уникального идентификатора после его блокировки (разблокировка уникального идентификатора) гражданин может:
самостоятельно разблокировать назначенный ему уникальный идентификатор посредством функциональных возможностей личного электронного кабинета, определяемых оператором ОАИС;
обратиться в службу выдачи с письменным заявлением, предъявив документ, удостоверяющий личность.
В случае обращения гражданина в службу выдачи разблокировка уникального идентификатора осуществляется в порядке, определяемом оператором ОАИС, при соблюдении условий, предусмотренных в абзацах втором, четвертом–шестом пункта 7 Положения № 637, а также при наличии у гражданина заблокированного уникального идентификатора.
Временный пароль направляется гражданину посредством СМС-сообщения на используемый с уникальным идентификатором номер телефона.
Гражданин самостоятельно изменяет временный пароль на статический пароль.
После разблокировки уникального идентификатора в личном электронном кабинете автоматически восстанавливается (формируется) история информационного взаимодействия.
Оператор ОАИС и служба выдачи обеспечивают:
защиту персональных данных гражданина при их обработке в соответствии с требованиями законодательства об информации, информатизации и защите информации, в том числе о персональных данных;
конфиденциальность сведений о сформированных ОАИС временном пароле при его выдаче гражданину, пароле при его восстановлении и в случае разблокировки уникального идентификатора.
Гражданин принимает меры по ограничению доступа третьих лиц к статическому паролю и временным паролям, получаемым на используемый с уникальным идентификатором номер телефона.
Гражданин подтверждает факт использования номера телефона путем ввода кода, направленного работником службы выдачи посредством СМС-сообщения, в процессе назначения уникального идентификатора работником службы выдачи.
Оператор ОАИС и служба выдачи не несут ответственности за последствия, наступившие в результате передачи гражданином уникального идентификатора, статического и временного паролей третьим лицам.
Перечень административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал электронных услуг.