Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная // Экономика // Налоговая система
14/10/2021 07:10
С 1 января 2021 года в Налоговый кодекс Республики Беларусь внесены дополнения, направленные на пресечение уклонения от уплаты подоходного налога с физических лиц путем выплаты доходов физическим лицам без отражения на счетах бухгалтерского учета и отчетности, так...
11/10/2021 14:10
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 7 апреля 2021 г. № 203/4 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16»...
27/05/2021 13:05

С 1 января 2021 года Законом Республики Беларусь от 29.12.2020
№ 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - Налоговый кодекс) внесены положения, направленные на пресечение уклонения от уплаты подоходного налога с физических лиц (далее - подоходный налог) путем выплаты доходов физическим лицам без их отражения на счетах бухгалтерского учета и в отчетности.

Так, пунктом 5 статьи 216 Налогового кодекса предусмотрено, что при обнаружении факта неудержания (неполного удержания) подоходного налога налоговый агент обязан удержать такой налог из любых денежных средств при их фактической выплате плательщику либо по его поручению третьим лицам, а также установлен порядок действий налогового органа при невозможности удержания подоходного налога по причине отсутствия выплат плательщику в денежной форме.

Вместе с тем, с 1 января 2021 года статья 216 Налогового кодекса дополнена пунктом 51, согласно которому порядок удержания подоходного налога, предусмотренный пунктом 5 статьи 216 Налогового кодекса, не распространяется на случаи установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет указанного налога налоговым агентом, за исключением случая, указанного в части второй данного пункта.

Справочно: термин «неправомерное неудержание и неперечисление в бюджет суммы подоходного налога» приведен в статье 195 Налогового кодекса.

Таким образом, в случае установления налоговым органом факта неправомерного неудержания сумм подоходного налога, такой налог будет взыскиваться исключительно за счет средств налогового агента (без его последующего удержания у физического лица, фактически получившего доход).

С учетом вышеизложенного, акцентируем внимание на вступивших в силу с 1 января 2021 года изменениях налогового законодательства в части порядка удержания и перечисления подоходного налога.

В случае дачи свидетельских показаний в отношении фактов выплаты заработной платы «в конверте», с указанных физическим лицом денежных сумм не будет удерживаться и предъявляться к уплате подоходный налог - такой налог будет взыскиваться исключительно за счет средств налогового агента (без его последующего удержания у физического лица, фактически получившего доход). В случае отказа от дачи свидетельских показаний такое физическое лицо становится объектом контроля налоговых органов и в отношении него будут проведены контрольные мероприятия в сфере декларирования доходов и имущества - истребована декларация о доходах и имуществе и проведена проверка соответствия стоимости имущества и иных понесенных расходов доходам, заявленным в декларации.

Также обращаем внимание, что в соответствии с подпунктом 1.17 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса плательщик обязан при реализации товаров (работ, услуг) обеспечивать прием средств платежа в случаях и порядке, установленных законодательством. За нарушение порядка приема средств платежа предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 13.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) и влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин, а за нарушение порядка использования кассового оборудования предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 13.15 КоАП и влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до ста базовых величин, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин.

15/05/2021 11:05

О применении электронных накладных при обороте товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации

С 8 июля 2021 г. на территории Республики Беларусь начнет действовать новый механизм маркировки товаров - маркировка товаров средствами идентификации.

В соответствии с пунктом 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 № 243 «О маркировке товаров», изложенного в новой редакции в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 06.01.2021 № 9 (далее - Указ № 243, Указ № 9), предусмотрено, что субъекты хозяйствования, осуществляющие оборот товаров со средством идентификации, нанесенным непосредственно на товар или его упаковку либо на материальный носитель, не содержащий элементы (средства) защиты от подделки или знак защиты (далее - незащищенные средства идентификации), обязаны использовать товарно-транспортные и (или) товарные накладные, создаваемые в виде электронных документов (далее - электронные накладные), в которых указана информация о нанесенных средствах идентификации.

В соответствии с пунктом 10 Приложения 3 к Указу № 243 под оборотом товаров понимается ввоз, хранение, транспортировка, использование, получение и передача товаров, в том числе их приобретение, предложение к   реализации и реализация на территории Республики Беларусь, а также трансграничная торговля.

Учитывая изложенное, требование об обязательном использовании электронных накладных при обороте товаров с незащищенным средством идентификации распространяется в том числе на субъектов хозяйствования, осуществляющих приобретение и последующую реализацию таких товаров.

В целях реализации Указа № 243 МНС подготовлен проект постановления Совета Министров Республики Беларусь, определяющий перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации (далее - перечень, прилагается).

Так, в частности с 8 июля 2021 г. предполагается введение маркировки средствами идентификации сыров и мороженного,
с 1 сентября 2021 г. - молочной продукции сроком хранения свыше 40 суток и т.д.

Одновременно обращаем внимание, что с 8 июля 2021 г. при ввозе товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, на территорию Республики Беларусь при трансграничной торговле (например, из Российской Федерации) товары, включенные в перечень, должны быть промаркированы. При этом Указом № 243 и Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 02.02.2018 предусмотрено взаимное признание средств идентификации между государствами-членами Евразийского экономического союза при введении на их территориях маркировки товаров средствами идентификации.

Так, с даты введения в Республике Беларусь маркировки средствами идентификации в отношении молочной продукции, товаров легкой промышленности, шин и покрышек резиновых новых, а также обуви, будут признаваться средства идентификации российского образца, нанесенные на такие товары, и ввезенные с территории Российской Федерации.

В свою очередь в Российской Федерации маркировка товаров осуществляется только незащищенными средствами идентификации.

Учитывая изложенное, субъекты хозяйствования, осуществляющие оборот (в том числе оптовую и розничную торговлю) товаров, включенных в перечень и маркированных незащищенными средствами идентификации (в том числе ввезенными с территории Российской Федерации), с даты, указанной в перечне, будут обязаны использовать электронные накладные.

Порядок создания, передачи и получения электронных накладных в Республике Беларусь регламентирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2019 № 940 «О функционировании механизма электронных накладных». Так, в частности, указанным постановлением предусматривается, что их создание, передача и получение осуществляется через систему электронного обмена данными на основании соглашений, заключаемых с операторами электронного документооборота (EDI-провайдерами).

Справочно. В настоящее время операторами электронного документооборота (далее - EDI-провайдеры), осуществляющими передачу и получение электронных накладных, являются 6 юридических лиц Республики Беларусь: ООО «Современные технологии торговли», ООО «Электронные документы и накладные», ООО «Информационные производственные архитектуры», РУП «Издательство «Белбланкавыд», РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» и ООО «Бидмартс».

Информация об аттестованных EDI-провайдерах размещена на официальном сайте республиканского унитарного предприятия «Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций» Национальной академии наук Беларуси по адресу

https://ids.by/index.php?option=com_content&view=article&id=226&Itemid=40#ABOUT.

Учитывая изложенное, в целях выполнения требований Указа
№ 243, обращаем внимание субъектов хозяйствования, осуществляющих оптовую и розничную торговлю товарами, включенными в перечень, на необходимость проработки вопроса с производителями-поставщиками такой продукции на предмет определения необходимости использования электронных накладных в зависимости от выбранного ими способа маркировки (применение незащищенных либо защищенных средств идентификаций).

Одновременно предлагаем субъектам хозяйствования - производителям, планирующим использовать незащищенные средства идентификации самостоятельно информировать своих контрагентов относительно вступления с 08.07.2021 в силу требований об обязательном использовании электронных накладных при приобретении продукции, промаркированной незащищенными средствами идентификации, что позволит предотвратить возможные негативные последствия, связанные с организационной и технической неготовностью предприятий торговли к использованию электронных накладных.

Информация размещена на официальном сайте МНС по адресу http://nalog.gov.by/ru/razjasnenija_ru/view/r-o-primenenii-elektronnyx-nakladnyx-pri-oborote-tovarov-podlezhaschix-markirovke-sredstvami-identifikatsiir-39135/.

Более подробную информацию можно получить в инспекции МНС по Пружанскому району по телефонам 9 12 39, 9 03 08.


ПЛАНИРУЕМЫ Й ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ МАРКИРОВКЕ СРЕДСТВАМИ ИДЕНТИФИКАЦИИ

 

п/п

Код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза

Наименование товара

Даты введения маркировки товаров

1

2

3

4

1.

Из 0401

молоко и сливки, несгущенные и без добавления сахара или других подслащивающих веществ*

1 декабря 2021 г.***

1 сентября 2021 г.****

2.

Из 0402

молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара или других подслащивающих веществ*

1 декабря 2021 г.***

1 сентября 2021 г.****

3.

Из 0403

пахта, свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир и прочие ферментированные или сквашенные молоко и сливки, сгущенные или несгущенные, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ, со вкусо-ароматическими добавками или без них, с добавлением или без добавления фруктов, орехов или какао*

1 декабря 2021 г.***

1 сентября 2021 г.****

4.

Из 0404

молочная сыворотка, сгущенная или несгущенная, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ; продукты из натуральных компонентов молока, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ, в другом месте не поименованные или не включенные*

1 декабря 2021 г.***

1 сентября 2021 г.****

5.

Из 0405

сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока; молочные пасты*

1 декабря 2021 г.***

1 сентября 2021 г.****

6.

Из 0406, за исключением
0406 10 500**

сыры*

8 июля 2021 г.

7.

0406 10 500**

творог*

1 декабря 2021 г.***

1 сентября 2021 г.****

8.

2105 00

мороженое и прочие виды пищевого льда, не содержащие или содержащие какао*

8 июля 2021 г.

9.

2202 99 910 0

безалкогольные напитки, содержащие жир, полученный из продуктов товарных позиций 0401-0404, менее 0,2 мас.%*

1 декабря 2021 г.***

1 сентября 2021 г.****

10.

2202 99 950 0

безалкогольные напитки, содержащие жир, полученный из продуктов товарных позиций 0401-0404, 0,2 мас.% или более, но менее 2 мас.% *

1 декабря 2021 г.***

1 сентября 2021 г.****

11.

2202 99 990 0

безалкогольные напитки, содержащие жир, полученный из продуктов товарных позиций 0401-0404, 2 мас.% или более*

1 декабря 2021 г.***

1 сентября 2021 г.****

12.

Из 4011 10 000 3

 

шины***** пневматические резиновые новые для легковых автомобилей (включая грузопассажирские автомобили-фургоны и спортивные автомобили) с посадочным диаметром не более 16 дюймов

1 декабря 2021 г.

13.

Из 4011 10 000 9

 

шины***** пневматические резиновые новые для легковых автомобилей (включая грузопассажирские автомобили-фургоны и спортивные автомобили) прочие

1 декабря 2021 г

14.

Из 4011 20 100 0

шины***** пневматические резиновые новые для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов с индексом нагрузки не более 121

1 декабря 2021 г

15.

Из 4011 20 900 0

шины***** пневматические резиновые новые для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов с индексом нагрузки более 121

1 декабря 2021 г

16.

Из 4011 40 000 0

шины***** пневматические резиновые новые для мотоциклов

1 декабря 2021 г

17.

Из 4011 50 000 1

шины***** пневматические резиновые новые для велосипедов: для производства велосипедов

1 декабря 2021 г

18.

Из 4011 50 000 9

шины***** пневматические резиновые новые для велосипедов: прочие

1 декабря 2021 г

19.

Из 4011 70 000 0

шины***** пневматические резиновые новые для сельскохозяйственных или лесохозяйственных транспортных средств и машин

1 декабря 2021 г

20.

Из 4011 80 000 0

шины***** пневматические резиновые новые для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности

1 декабря 2021 г

21.

Из 4011 90 000 0

шины***** пневматические резиновые новые прочие

1 декабря 2021 г

22.

4303 10 901 0

предметы одежды из норки

8 июля 2021 г.

23.

4303 10 902 0

предметы одежды из нутрии

8 июля 2021 г.

24.

4303 10 903 0

предметы одежды из песца или лисицы

8 июля 2021 г.

25.

4303 10 904 0

предметы одежды из кролика или зайца

8 июля 2021 г.

26.

4303 10 905 0

предметы одежды из енота

8 июля 2021 г.

27.

4303 10 906 0

предметы одежды из овчины

8 июля 2021 г.

28.

4303 10 908 0

предметы одежды прочие******

8 июля 2021 г.

29.

6201

пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков, кроме изделий товарной позиции 6203

1 марта 2022 г.

30.

6202

пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек, кроме изделий товарной позиции 6204

1 марта 2022 г.

31.

6302

белье постельное, столовое, туалетное и кухонное

1 марта 2022 г.

32.

6401

водонепроницаемая обувь с подошвой и с верхом из резины или пластмассы, верх которой не крепится к подошве и не соединяется с ней ни ниточным, ни шпилечным, ни гвоздевым, ни винтовым, ни заклепочным, ни каким-либо другим аналогичным способом

1 ноября 2021 г.

33.

6402

прочая обувь с подошвой и с верхом из резины или пластмассы

1 ноября 2021 г.

34.

6403

обувь с подошвой из резины, пластмассы, натуральной или композиционной кожи и с верхом из натуральной кожи

1 ноября 2021 г.

35.

6404

обувь с подошвой из резины, пластмассы, натуральной или композиционной кожи и с верхом из текстильных материалов

1 ноября 2021 г.

36.

6405

обувь прочая

1 ноября 2021 г.

_____________________________

* За исключением молочной продукции:

объемом 20 литров и более либо весом 20 килограммов и более в упаковке, предназначенной для многократного применения (многооборотная упаковка) до ее расфасовки в потребительскую упаковку промышленным способом;

масса нетто которой составляет 30 граммов и менее, а также упакованная непромышленным способом в объектах розничной торговли, детское питание для детей до 3 лет и специализированное диетическое лечебное и диетическое профилактическое питание.

Для целей маркировки средствами идентификации товаров, включенных в настоящий перечень, термин «упаковка» применяется в значениях, установленных техническими нормативными правовыми актами.

**Относится к позиции «творог»;

*** Минимальный срок хранения, предусмотренный для данного вида товара соответствующей нормативно-технической документацией, при соблюдении установленных условий хранения – до 40 суток (включительно);

**** Минимальный срок хранения, предусмотренный для данного вида товара соответствующей нормативно-технической документацией, при соблюдении установленных условий хранения – более 40 суток;

***** Для целей настоящего перечня товар «шины» включает в себя «шины и покрышки пневматические резиновые новые»;

******Предметы одежды из иных видов меха.

Для целей настоящего перечня необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара.

15/05/2021 11:05
С 8 июля 2021 г. на территории Республики Беларусь начнет действовать новый механизм маркировки товаров. Утверждены перечни товаров, которые будут подлежать маркировке унифицированными контрольными знаками и средствами идентификации. Например, с 08.07.2021 года...
05/05/2021 05:05
Такси: дополнительный заработок или штраф В сети Интернет все чаще можно встретить объявления о дополнительном получении дохода в качестве водителя автомобиля такси. Для этого предлагается зайти на сайт, оставить информацию о себе и автомобиле. Указана стоимость,...
27/04/2021 12:04

Исходя из терминологии ГОСТ 32670-2014 «Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия» услуги сауны относятся к услугам бань и душевых. Соответственно подпункт 1.43 пункта 1 статьи 118 НК применяется также и к оборотам по реализации услуг саун. Освобождение применяется ко всем типам бань, включая русскую (традиционную) баню, турецкую баню, финскую баню (сауну), мобильную (передвижную) баню, баню пропускного типа.

Согласно общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83, услуги бань и душевых, освобождаемые от НДС согласно подпункту 1.43 пункта 1 статьи 118 НК, классифицируются кодом 96.04.10.100 «Услуги бань, саун и душевых».

Если же деятельность плательщика представляет собой оказание спа-услуг в условиях повышенного комфорта, то такие услуги классифицируются кодом 96.04.10.400 «Спа-услуги по обеспечению физического комфорта» согласно ОКРБ 007-2012 и их налогообложение осуществляется по ставке НДС в размере 20%.

К спа-услугам данной группировки относятся водные процедуры (ванна, душ, купание, дорожка Кнайппа); бальнеоуслуги; талассоуслуги; криоуслуги, включая ледяной грот и снежную комнату; банные услуги (русская, финская, турецкая, японская и прочие виды бань); мануальные, релаксирующие и прочие услуги, оказываемые с применением спа- технологий.

Условия повышенного комфорта достигаются за счет функциональной планировки и зонирования спа-объекта, рационального размещения технологического оборудования, оснащения удобной мебелью, спа-интерьера с использованием аудио- и визуальных компонентов, способствующих созданию обстановки релаксации.

Справочно. В соответствии с подпунктом 3.1.3 пункта 3 СТБ 2412-2015 «Услуги бытовые. СПА-УСЛУГИ. Термины и определения» спа-услуга - это услуга общеоздоровительного, косметического, релаксирующего или комплексного воздействия, оказываемая в условиях высокой комфортности и относящаяся к одной или нескольким спа-технологиям (совокупности природных, мануальных и преформированных (искусственно созданных)) факторов, посредством которых оказывается воздействие на потребителя).

05/04/2021 13:04

 

Под зарплатой «в конверте» («серой» зарплатой) понимается форма оплаты труда, налоги с которой оплачиваются частично. То есть зарплата работника фактически делится на две части: одна – как правило, в размере минимальной зарплаты - выплачивается официально, с нее наниматель платит налоги и отчисления, а вторая часть передается работнику на руки.

Такая нелегальная схема позволяет нанимателям уйти от уплаты подоходного налога с физических лиц, обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Наниматель делает это вовсе не для того, чтобы помочь сэкономить работнику на подоходном налоге, а чтобы побольше заработать нелегального «навара», уйдя от уплаты налогов и используя в этой опасной игре с законом работника, делая из него участника теневой экономики.

То, что сегодня кажется выгодой, завтра может обернуться убытком. Наиболее очевидные минусы зарплаты в «конверте»:

- при исчислении размера пенсии будут учтены только те суммы заработка, из которых уплачены страховые взносы. Следовательно, размер пенсии будет намного ниже, чем если бы он был исчислен из всей суммы заработанных средств;

- в случае возникновения проблем со здоровьем работник не получит оплату больничного листка по временной нетрудоспособности и по беременности и родам либо получит из расчета только официально полученной заработной платы;

- из-за низкого дохода по месту работы у работника могут возникнуть проблемы с получением банковского кредита (на строительство, покупку квартиры);

- крупные покупки - под контролем. Оплата обучения, покупка квартиры или дома, автомобиля - все это находится под контролем ряда государственных органов, и у человека в любой момент могут потребовать предоставить декларацию для установления источника доходов и их размера;

- проблемы при получении выплат при увольнении. В день увольнения работнику должны быть выплачены все причитающиеся деньги, сюда относится зарплата за период работы перед увольнением и денежная компенсация за неиспользованный отпуск;

- и самое главное для работника - отсутствие каких-либо гарантий получения оговоренной оплаты своего труда.

Таким образом, от получения зарплаты «в конверте» в проигрыше остается не только бюджет, но и в первую очередь сам работник.

Обман государства обходится дорого: с нанимателей, выплативших зарплату «в конверте» без отражения в отчетности, взыскивается налог и другие обязательные платежи, за уклонение от уплаты налогов предусмотрена административная, а также уголовная ответственность.

Так, с 01.01.2021 согласно пунктов 5 и 51 статьи 216 Налогового кодекса Республики Беларусь в случае установления контролирующим органом фактов неудержания и неперечисления нанимателем подоходного налога уплата его осуществляется за счет собственных средств нанимателя и не подлежит дальнейшему удержанию у физических лиц - работников.

02/04/2021 11:04

Обращаем внимание руководителей организаций, а также индивидуальных предпринимателей на низкий размер заработной платы, выплачиваемой наемным работникам. Данный факт может указывать на нарушения законодательства в области оплаты труда и, как следствие, неисчисление и неперечисление сумм подоходного налога с физических лиц.

С 01.01.2021 в соответствии с пунктами 5 и 51 статьи 216 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) в случае установления контролирующим органом фактов неудержания и неперечисления налоговым агентом подоходного налога уплата его осуществляется налоговым агентом за счет собственных средств и не подлежит удержанию у физических лиц.

Согласно части 2 статьи 195 НК под неправомерным неудержанием и неперечислением в бюджет суммы подоходного налога понимается невыполнение налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию из доходов физического лица и перечислению в бюджет суммы подоходного налога, выразившееся в не отражении сведений об объекте налогообложения подоходным налогом в налоговом и (или) бухгалтерском учете при его фактическом наличии, установленном на основании собранных доказательств либо данных, представленных правоохранительными органами.

Пункт 51 статьи 216 НК не изменяет порядок исчисления и уплаты подоходного налога самостоятельно плательщиком (иным обязанным лицом, в том числе налоговым агентом). Применение указанного пункта привязано к действиям контролирующих органов в ходе проверок, поэтому действовать он будет в отношении проверок, проводимых с 01.01.2021. При этом проверяемый период может охватывать налоговые периоды до 2021 года.

Статьей 14.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) в редакции, вступившей в силу с 01.03.2021, предусмотрена административная ответственность за отсутствие учета начисленных или выплаченных (выданных в натуральной форме) плательщику доходов либо не отражение (неполное отражение) доходов в учете.

Выявление данных фактов влечет наложение штрафа на должностное лицо юридического лица в размере от 1 до 10 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 2 до 25 базовых величин, а на юридическое лицо - от 5 до 50 базовых величин. Совершенные нарушения  повторно в течение одного года влекут наложение штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 4 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо - до 200 базовых величин.

Также, статьей 14.5 КоАП предусмотрена административная ответственность за невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины).

Так, пунктом 4 указанной статьи за невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины), совершенные умышленно, в том числе должностным лицом юридического лица, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 40 до 120 базовых величин. Если нарушение совершено повторно в течение одного года после наложения административного взыскания, сумма штрафа составит от 100 до 200 базовых величин.

Помимо административной ответственности также предусмотрена и  уголовная ответственность в соответствии со статьей 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

В целях противодействия нарушениям законодательства в области оплаты труда налажено взаимодействие между налоговыми органами, Фондом социальной защиты населения и Департаментом государственной инспекции труда по обмену информацией об  установленных фактах выплаты низкой заработной платы, неисчисления и неперечисления сумм подоходного налога с физических лиц.

16/03/2021 12:03

1. Общие положения.

В соответствии с пунктом 8 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 (далее – Положение № 924/16), в случае обнаружения несоответствия информации о сумме денежных средств, отраженных в суточном (сменном) отчете (Z-отчете), формируемом на кассовом оборудовании, с информацией о сумме денежных средств за этот рабочий день (смену), отраженной в системе контроля кассового оборудования (далее – СККО), юридические лица и индивидуальные предприниматели не позднее следующего рабочего дня уведомляют об этом республиканское унитарное предприятие «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (далее – РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам»).

Для субъектов хозяйствования в СККО формируются статистические отчеты и сервисы, позволяющие получать данные о продажах и работе кассового оборудования, в том числе для организации работы по проведению на постоянной основе мониторинга соответствия выручки, проведенной через кассовое оборудование, с информацией, содержащейся в СККО.

Кассовым оборудованием, информация от которого передается в СККО, согласно пункту 2 Положения № 924/16, являются кассовые суммирующие аппараты, в том числе совмещенные с таксометром, билетопечатающие машины (далее – кассовые аппараты) и программные кассы.

Факты несоответствия информации о сумме денежных средств, отраженных в суточном (сменном) отчете (Z-отчете) на бумажном носителе, находящемся у субъекта хозяйствования, с информацией о сумме денежных средств за этот рабочий день (смену), отраженной в СККО, используются в целях выяснения причин их возникновения и принятия необходимых мер по их устранению.

Возникающие проблемы можно условно разделить на 4 блока:

проблемы на стороне СККО или установленного в кассовый аппарат средства контроля налоговых органов (далее – СКНО);

проблемы на стороне оператора программных кассовых систем, средства контроля оператора, предоставленного оператором программных кассовых систем;

проблемы на стороне кассового аппарата  или программной кассы;

проблемы со стороны персонала субъекта хозяйствования при использовании кассового оборудования.

 

2. Общие механизмы использования кассового оборудования.

В соответствии с пунктом 5 Положения № 924/16 в начале рабочего дня (после открытия смены) кассир на кассовом оборудовании выполняет установку корректных даты и времени (при необходимости), открытие смены (обязательно, если не производится кассовым оборудованием автоматически), операцию регистрации внесения наличных денежных средств, полученных перед началом работы (смены), в ящик для денег. При необходимости внесения в течение рабочего дня (смены) наличных денежных средств в ящик для денег кассир выполняет операцию регистрации внесения наличных денежных средств в ящик для денег. При изъятии сумм наличных денежных средств из ящика для денег, за исключением выдачи сдачи, размена денег, возврата покупателю (потребителю) денежных средств, уплаченных за товар (работу, услугу), кассир на кассовом оборудовании выполняет до закрытия смены операцию регистрации изъятия суммы наличных денежных средств из ящика для денег.

Согласно пунктам 4 и 5 Положения № 924/16 в течение рабочего дня (смены) кассир с использованием кассового оборудования:

при приеме денежных средств проводит суммы принятых денежных средств;

при возврате покупателю (потребителю) денежных средств, уплаченных за товар (работу, услугу), выполняет операцию регистрации факта возврата денежных средств;

в случае допущенных ошибок при вводе суммы денежных средств в сформированном платежном документе, при незавершенной операции оформления чека в результате сбоев в работе кассового оборудования (после начала оформления чека), нехватке средств платежа у покупателя (после оформления чека) выполняет операцию по регистрации аннулирования ошибочно сформированного платежного документа.

В соответствии с пунктом 6 Положения № 924/16 по окончании рабочего дня (смены) кассир выводит в соответствии с эксплуатационной документацией (для кассовых аппаратов, руководством пользователя (для программных касс) суточный (сменный) отчет (Z-отчет) (далее – Z-отчет). В Z-отчете помимо прочего содержится информация о:

сумме и количестве служебных внесений денег (по каждой валюте);

сумме и количестве служебных выдач денег (по каждой валюте);

сумме и количестве возвратов (по каждой валюте);

сумме и количестве аннулирований (по каждой валюте);

количестве оформленных за сутки (смену) платежных документов;

номерах первого и последнего платежных документов в смене (сутках) по данному Z-отчету;

сумме продаж по каждому виду платежного средства (по каждой валюте);

итоге сменных продаж (по каждой валюте).


3. Организация работы по проведению на постоянной основе мониторинга соответствия выручки, проведенной через кассовое оборудование, и информации, содержащейся в СККО.

В целях исполнения требований пункта 8 Положения № 924/16 субъекты хозяйствования проводят на постоянной основе мониторинг соответствия выручки, проведенной через кассовое оборудование, и информации, содержащейся в СККО (далее – мониторинг). Периодичность проведения такого мониторинга определяется субъектом хозяйствования самостоятельно (с учетом количества используемого кассового оборудования, специфики организации своей работы). Вместе с тем, рекомендуется для использования субъектами хозяйствования корректных данных СККО, в том числе для целей заполнения налоговых деклараций (расчетов), проводить мониторинг не реже 1 раза в месяц, предпочтительно после 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Обращаем внимание, что с 1 января 2019 г. в соответствии с  пунктом 3 статьи 121,  подпунктом 2.5.8 пункта 2 статьи 213, подпунктом 3.3 пункта 3 статьи 213, частью второй пункта 15 статьи 328 Налогового кодекса Республики Беларусь, плательщики налога на добавленную стоимость, индивидуальные предприниматели – плательщики подоходного налога с физических лиц, плательщики налога при упрощенной системе налогообложения, определяют соответственно дату отгрузки товаров при розничной торговле и (или) общественном питании, дату фактического получения дохода, дату отражения выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием кассового оборудования, осуществляемой в течение смены, начинающейся в один календарный день и заканчивающейся на другой календарный день, по дате открытия этой смены, отражаемой в суточном (сменном) отчете (Z-отчете), формируемом таким кассовым оборудованием.

Таким образом, субъекты хозяйствования для целей налогообложения могут сопоставлять полученную выручку для отражения в налоговой декларации, в том числе, с информацией, содержащейся в СККО:

на основании отчетов, сформированных на основе платежных документов, поступивших в СККО. Указанный подход применяется в случае, когда смена начинается и заканчивается в течение одного календарного дня;

на основании данных, содержащихся в Z-отчетах, открытых в отчетных периодах (месяц, квартал), поступивших в СККО. Указанный подход применяется в случае, когда смена начинается в один календарный день и заканчивается на другой календарный день.

Мониторинг предлагается проводить путем сопоставления:

информации, поступившей в СККО, из платежных документов, с информацией, отраженной в бумажных Z-отчетах;

информации, поступившей в СККО, из Z-отчетов, с информацией, отраженной в бумажных Z-отчетах.

По общему правилу информация о сформированных на кассовом оборудовании документах передается в центр обработки данных СККО (далее – ЦОД СККО) с установленным режимом передачи on-line.

Вместе с тем следует иметь в виду и учесть, что при низком или нестабильном уровне GSM-связи в месте использования кассового оборудования, документы могут поступать в ЦОД СККО с запаздыванием (при этом преимущество при передаче документов в ЦОД СККО дается Z-отчетам).

Целью мониторинга является контроль поступления в СККО полной и достоверной информации о продажах (выручке), проведенной через кассовое оборудование субъекта хозяйствования,  что позволит в дальнейшем, в том числе исключить контрольные мероприятия, осуществляемые налоговыми органами в рамках камерального контроля по результатам сверки информации из налоговых деклараций (расчетов) и СККО (для случаев реализации товаров (работ, услуг) с использованием кассового оборудования).

Мониторинг рекомендуется проводить следующим образом.

 

3.1. Для субъектов хозяйствования, определяющих выручку на основании отчетов, сформированных на основе платежных документов, поступивших в СККО.

Предлагается сформировать статистический отчет № 35 «Выручка по данным чеков в разрезе КО (детализация по датам)»
(далее – отчет № 35).

При этом учитывается следующее. Выручка по данным платежных документов (чеков) в АИС ККО рассчитывается в разрезе календарных суток, то есть с 00:00 ч до 24:00 ч соответствующих суток. В случае, если у субъекта хозяйствования используется кассовое оборудование с режимом работы, переходящим на следующие сутки, например с 10:00 ч  одних суток до 09:00 ч других суток, то информация в отчете № 35, о сумме продаж по данным  платежным документам (чекам) в АИС ККО будет рассчитываться за соответствующие календарные сутки, в отличие от информации, содержащейся и рассчитывающейся в отчете № 34 по данным Z-отчетов, в которых вся сумма продаж (выручки) отражается в рабочий день (смену) по дате открытия этой смены, отраженной в Z-отчете.

Отчет № 35 позволяет получить детализированные данные о:

количестве платежных документов (чеков) (графа 10);

суммах выручки (графа 6, вычисляется как сумма наличных и безналичных продаж (графы 7 и 8), за минусом сумм возвратов и аннулирований (графы 13 и 15);

количестве и суммах аннулирований как в разрезе каждого
дня месяца, так и итоговые данные о количестве и суммах за заданный период – календарный месяц (графы 12 и 13);

количестве и суммах возвратов (графы 14 и 15);

суммах авансовых платежей, например, при продаже подарочного сертификата, абонемента, иного документа либо средства на предъявителя, удостоверяющего право лица, его представившего, на получение товаров (работ, услуг) на сумму, эквивалентную номиналу этого документа (графа 11, содержит данные только при наличии реализованной функции в кассовом оборудовании и корректном оформлении чека продажи подарочного сертификата, абонемента, иного документа кассиром. Настройка данной функции в отдельных моделях кассовых аппаратов может быть произведена путем обращения в центры технического обслуживания и ремонта кассового оборудования (далее - ЦТО), в программных кассах – к операторам программных касс);

суммах «В том числе другими способами оплаты», при реализации товаров (работ, услуг) на основании предъявления покупателем подарочного сертификата, абонемента, иного документа на предъявителя, удостоверяющего право лица, его представившего, на получение товаров (работ, услуг) на сумму, эквивалентную номиналу этого документа (графа 9, отображается только при наличии реализованной функции в кассовом оборудовании и корректном оформлении чека продажи товара кассиром.

Настройка данной функции в отдельных моделях кассовых аппаратов может быть произведена путем обращения в центры технического обслуживания и ремонта кассового оборудования (далее - ЦТО), в программных кассах – к операторам программных касс);

По результатам формирования указанного отчета субъект хозяйствования может сопоставить:

количество платежных документов, сформированных на кассовом оборудовании, за выбранный период, с соответствующей информацией, указанной в отчете № 35 (графа 10);

суммы выручки, отраженной в платежных документах, сформированных кассовым оборудованием с соответствующей информацией, указанной в отчете № 35 (графы 6-9);

количество и суммы возвратов и аннулирований, проведенных с использованием кассового оборудования, с соответствующей информацией, указанной в отчете № 35 (графы 12-15).

При выявлении по результатам сопоставления несоответствий (одного или нескольких), субъект хозяйствования уведомляет РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящих Рекомендаций.


3.2. Для субъектов хозяйствования, определяющих выручку по данным Z-отчетов.

Предлагается сформировать статистический отчет № 34 «Отчет по данным Z-отчетов (детализация по датам)» (далее – отчет № 34).

Указанный отчет позволяет получить детализированные данные о:

номерах Z-отчетов (графа 4);

датах и времени открытия и закрытия смен (графы 5 – 8);

количестве платежных документов (чеков) (графа 9);

сумме продаж (с делением на наличные и безналичные)
(графы 10 – 12);

количестве и суммах возвратов (графы 13 и 14);

количестве и суммах аннулирований (графы 15 и 16),

как в разрезе каждого Z-отчета, так и итоговые данные о количестве и суммах за заданный период – календарный месяц.

Данные в отчете № 34 отображаются на основании поступивших в СККО Z-отчетов, в которых дата открытия смены относится к выбранному отчетному периоду (в разрезе суток).

По результатам формирования отчета № 34 субъект хозяйствования сопоставляет:

количество и номера оформленных на кассовом оборудовании за выбранный период Z-отчетов с количеством и номерами, указанными в отчете № 34 (графа 4);

количество платежных документов, сформированных на кассовом оборудовании и указанных в сформированных этим оборудованием
Z-отчетах с соответствующей информацией, указанной в отчете № 34 (графы 4 и 9);

даты и время открытия и закрытия смены, указанные в оформленных на кассовом оборудовании за выбранный период
Z-отчетов с соответствующей информацией, указанной в отчете № 34 (графы 5-8);

суммы продаж (графа 10), в том числе наличными и безналичными (графы 11, 12), с данными бумажных Z-отчетов;

количество и суммы возвратов и аннулирований, проведенных с использованием кассового оборудования, с соответствующей информацией, указанной в отчете № 34 (графы 13-16).

При выявлении по результатам сопоставления несоответствий (одного или нескольких) субъект хозяйствования уведомляет РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящих Рекомендаций.

 

4. Использование сведений СККО для составления налоговых деклараций (расчетов).

Для субъектов хозяйствования рекомендуем использовать сведения отчета № 34  и отчета № 35 для отражения выручки в налоговой декларации (расчете) за соответствующий период, определяемой расчетом:

гр. 10 – гр. 14 – гр. 16 отчета № 34  - гр. 11 отчета № 35,

т.е. сумма выручки за минусом аннулирований, возвратов и авансов (из данных отчета по платежным документам).

При этом следует иметь ввиду, что выручка, рассчитанная по предложенной формуле, отраженная в налоговой декларации (расчете), подлежит корректировке в сторону увеличения в следующих случаях:

1. если подарочный сертификат в период срока его действия не предъявлен покупателем, то после истечения срока действия сертификата, сумма его стоимости для целей налогообложения включается в выручку того отчетного периода, в котором истек срок действия сертификата;

2. при окончательном расчете за выполненную работу, оказанную услугу, на сумму аванса, - для целей налогообложения в выручку того отчетного периода, в котором произведен окончательный расчет за выполненную работу, оказанную услугу с учетом аванса.


5. Порядок уведомления РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» об обнаружении несоответствия количества и содержания Z-отчетов, оформленных на кассовом оборудовании и содержащихся в системе контроля кассового оборудования.

При несовпадении сведений, содержащихся в сформированных на бумажном носителе Z-отчетах, находящихся у субъекта хозяйствования, с поступившими в ЦОД СККО данными, указанными в пункте 3 настоящих рекомендаций, субъект хозяйствования уведомляет РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» в соответствии с заключенными ими гражданско-правовыми договорами на регистрацию и информационное обслуживание кассового оборудования в СККО.

О выявленных расхождениях субъекты хозяйствования уведомляют РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» посредством:

портала самообслуживания (кнопка «Написать нам» на сайте www.skko.by) без применения средств ЭЦП и с ЭЦП (предпочтительнее);

электронной почты  z@skno.by;

почтового отправления (на бумажном носителе).

Уведомление, направляемое на бумажном носителе или по электронной почте, содержит следующие реквизиты:

наименование организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), учетный номер плательщика;

учетный номер кассового оборудования в СККО;

дату, за которую выявлено несоответствие;

краткое описание несоответствия;

ссылку на пункт 8 Положения № 924/16;

должность, Ф.И.О. руководителя (уполномоченного лица) организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя).

 

6. Рассмотрение РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» поступивших уведомлений, информирование субъектов хозяйствования о результатах их рассмотрения.

Регистрации подлежат следующие уведомления:

– поступившие на портал самообслуживания,

– поступившие на электронный адрес z@skno.by;

– поступившие на бумажных носителях.

Регистрация уведомлений, поступивших на портал самообслуживания и на электронный адрес z@skno.by, осуществляется в автоматическом режиме. Регистрация уведомлений, поступивших на бумажных носителях, осуществляется лицом, осуществляющим регистрацию, в ручном режиме не позднее рабочего дня, следующего за днем их поступления.

Не позднее дня, следующего за днем регистрации уведомления в РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам», назначается работник, ответственный за его рассмотрение.

Уведомления рассматриваются не позднее 15 (пятнадцати) календарных дней с даты регистрации, если не требуется проведение дополнительных мероприятий (проверки, обследования и других мероприятий). При необходимости проведения дополнительного объема работ по выявлению проблемы, срок рассмотрения определяется по согласованию с руководством РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».

По результатам рассмотрения уведомления РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» информирует субъектов хозяйствования с выводами и предложениями по устранению выявленных технических несоответствий либо принятых мерах по недопущению таких искажений в дальнейшем.

РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» ведет учет результатов рассмотрения уведомлений, а также кассового оборудования, центров технического обслуживания и ремонта кассового оборудования, по которым были установлены расхождения, для их использования при выполнении функций ЦОД СККО, установки, обслуживания, снятия СКНО, а также для использования налоговыми органами при осуществлении контроля за порядком использования кассового оборудования и приема средств платежа.


7. Действия субъектов хозяйствования после получения уведомления от РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».

По результатам рассмотрения поступившей от
РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» информации, в зависимости от причин, обусловивших наличие выявленных несоответствий, субъект хозяйствования предпринимает меры, направленные на их устранение, в том числе:

ремонт (замену) кассового оборудования (центром технического обслуживания, обслуживающего такое оборудование, при необходимости – доработка программного обеспечения кассового оборудования его производителем);

обслуживание (обновление программного обеспечения) программной кассы оператором программных кассовых систем, предоставившим программную кассу;

дополнительное обучение персонала пользованию кассовым оборудованием;

усиление контроля за работой персонала;

другие.

К списку новостей