Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная // Социальная сфера // Безопасность жизнедеятельности
27/11/2019 12:11

В последние годы в нашей стране участились несчастные случаи, связанные со взрывами бытовых водогрейных котлов, установленных в жилых домах и общественных зданиях - 40 чрезвычайных ситуаций за последние 5 лет. И практически каждый отопительный сезон происходят такие ЧС.

Основное количество происшествий приходится на начало отопительного сезона или в периоды оттепели, когда контроль за состоянием систем отопления, установленных в коттеджах, жилых домах, а также в небольших сельских магазинах, аптеках и других помещениях ослабляется. При этом ночью столбик термометра может опускаться значительно ниже нулевой отметки, что может привести к частичному замерзанию трубопроводов и расширительных баков.  Замерзают они чаще всего в чердачных помещениях если не утеплены или утеплены плохо. Вода прекращает циркулировать, что резко повышает давление в котле и может привести ко взрыву. Большой объем пара, выброшенного в помещение, где установлен котел, повышает давление в целом в комнате, в результате разрушаются несущие конструкции здания. Люди получают травмы различной тяжести и ожоги паром.

Для предотвращения взрывов котлов РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

1. Убедиться, что запорные системы на подающем и обратном трубопроводах к котлу открыты, а также открыты все запорные устройства, установленные на системе отопления.

2.Слить конденсат из нижнего кармана дымовой трубы для котлов, работающих с естественной тягой.

3.Провести осмотр оголовков дымоходов и убедиться в отсутствии их обмерзания и закупорки. При обнаружении неисправности дымоходов и вентиляционных каналов пользование данным оборудованием запрещается.

4. До начала розжига котла открыть линию подпитки системы отопления и контрольную линию заполнения расширительного бака. Истечение воды из контрольной линии говорит о том, что система отопления не замерзла. При этом необходимо убедится в том, что давление по манометру, установленному на котле, не растет.

5.Если из контрольной линии заполнения расширительного бака не пошла вода, а давление на котле, определяемое по манометру, на нем установленному, растет и достигает давления в водопроводной сети, это свидетельствует о замерзании системы отопления. В этом случае котел разжигать категорически запрещается. Необходимо определить место замерзания отопительной системы (как правило, место соединения расширительного бака с системой отопления), отогреть ее, и только потом, когда из контрольной линии (при открытой подпиточной линии) потечет вода, можно постепенно разжигать котел, при этом нужно все время контролировать давление на котле по манометру, установленному на нем. Если давление на котле начинает приближаться к максимально допустимому по паспорту прибора, необходимо срочно прекратить топку и удалить из котла все топливо.

При отогревании котлов на чердачных помещениях не используйте открытый огонь - это может привести к пожару. Отогревать можно горячей водой, песком, специальными приборами для отогревания труб.

 

Газовые приборы:

Помните, что использование газовых бытовых приборов и аппаратов, непредназначенных для отопления помещений, не допускается. Так отдельные граждане используют для отопления помещений газовые плиты с горящими конфорками. Плита для этого не предназначена! Открытое пламя выжигает кислород в помещении, и его становится недостаточно для нормальной работы горелок. Из-за недостатка кислорода газ сгорает не полностью, в результате - образуется угарный газ. Нахождение в помещении, воздух которого содержит 0,2% угарного газа, в течение 1 часа вредно для здоровья, а при содержании 0,5% угарного газа находиться в помещении в течение 5 минут опасно для жизни.

Нельзя пользоваться газовым оборудованием или другими теплогенерирующими агрегатами и устройствами при неисправных дымоходах и вентиляционных каналах. О фактах неисправности дымоходов и самовольно установленных газовых приборов необходимо информировать газоснабжающие организации!

При возникновении пожара вызывайте службу спасения по телефонам 101 или 112.

08/06/2018 12:06

Исследование клещей

Прием клещей, снятых с людей, на исследование для определения возбудителя Лайм боррелиоза, проводится в Государственном учреждении Пружанский районный центр гигиены и эпидемиологии по адресу: г.Пружаны, ул.Строительная, д.2, кабинетах №11 и №17. Время приема: с 8.00 до 13.00ч., с 14.00 до 17.00ч.


Исследование проводится на платной основе

по вторникам и пятницам.

Внимание! Клещи, принесенные во вторник или пятницу во второй половине дня, исследуются соответственно в пятницу или вторник!

Стоимость исследования 1 клеща – 4 рубля 08 копеек

Лабораторные исследования клещей от лиц, не имеющих медицинских противопоказаний к приёму лекарственных средств, предназначенных для профилактики клещевых инфекций, осуществляются согласно перечню платных санитарно-эпидемиологических услуг, оказываемых в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Лицам, которых укусил клещ, необходима консультация врача-инфекциониста.

30/03/2018 06:03

Для занятия предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам (Указ Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 №285

«О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности»).

Согласно ч.1 ст.54 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК РБ) при приеме на работу наниматель обязан:

1)потребовать документы, необходимые для заключения трудового договора в соответствии с законодательством;

2)ознакомить работника под роспись с порученной работой, условиями и оплатой труда и разъяснить его права и обязанности;

3)ознакомить работника под роспись с документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок; должностными (рабочими) инструкциями;

4)провести вводный инструктаж по охране труда;

5)оформить заключение трудового договора приказом (распоряжением) и объявить его работнику под роспись;

6)в соответствии с установленным порядком завести (заполнить) на работника трудовую книжку.

В соответствии с ч.1 ст.18 ТК РБ трудовой договор (контракт) заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами, один экземпляр передается работнику, другой хранится у нанимателя.

При заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, медицинскую справку о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами. Прием на работу без указанных документов не допускается (ч.2 ст.26 ТК РБ).

После заключения в установленном порядке трудового договора прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя. Приказ (распоряжение) объявляется работнику под роспись (ч.4 ст.25 ТК РБ).

Указом Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 №314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности (далее – гражданско-правовые договоры), обязаны заключать с ними указанные договоры в письменной форме и определять в этих договорах кроме условий, установленных законодательством, следующие существенные условия:

порядок расчета сторон по гражданско-правовым договорам, включая суммы, подлежащие выплате;

обязательство заказчика – юридического лица или индивидуального предпринимателя, предоставляющего работу гражданам по гражданско-правовым договорам (далее – заказчик), по уплате за них в установленном порядке обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;

обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон гражданско-правового договора и ответственность за их невыполнение;

основания досрочного расторжения гражданско-правового договора;

ответственность за неисполнение заказчиком обязательств по оплате выполненной работы, оказанной услуги либо созданного объекта интеллектуальной собственности в виде неустойки в размере не менее 0,15 процента невыплаченной суммы за каждый день просрочки;

обязательство заказчика по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности по заключенным им гражданско-правовым договорам с гражданами осуществляется в местах, предоставленных заказчиком.

Основным нормативно-правовым актом, устанавливающим требования по охране труда при выполнении лесосечных работ являются Межотраслевые правила по охране труда в лесной, деревообрабатывающей промышленности и в лесном хозяйстве, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь 30.12.2008 №211/39.

Руководство лесосечными работами осуществляет руководитель работ (мастер).

К выполнению лесосечных работ допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие необходимую профессиональную подготовку, прошедшие в установленном порядке медицинские осмотры, обучение безопасным методам и приемам работы, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

В случае отсутствия мастера руководство этими работами может быть возложено на одного из работников организации, прошедшего обучение и проверку знаний по охране труда для ведения данного вида работ.

На каждую лесосеку до начала разработки в зависимости от конкретных условий рельефа местности, состава насаждения, способа рубки, используемых машин, оборудования и форм организации труда должна быть составлена технологическая карта разработки лесосеки.

Проводить лесосечные работы без технологической карты не допускается.

С утвержденной технологической картой руководитель работ должен ознакомить под роспись всех работников, которым предстоит разрабатывать лесосеку.

Лесосечные работы прекращаются во время ливневого дождя, при грозе, сильном снегопаде и густом тумане (видимость менее 50 м). Не допускается осуществлять валку деревьев при скорости ветра свыше 11 м/с.

На территории опасной зоны во время валки деревьев не допускается расчищать снег вокруг деревьев, обрубать сучья, чокеровать, трелевать, сжигать сучья и выполнять другие работы.

До начала выполнения основных лесосечных операций производятся подготовительные работы, включающие подготовку лесосек и лесопогрузочных пунктов, обустройство мастерского участка, строительство лесовозных усов, уборку опасных деревьев, разметку магистральных и пасечных трелевочных волоков.

Оставлять опасные деревья на корню или в зависшем состоянии не допускается.

ПОДГОТОВКА ЛЕСОСЕКИ К РУБКЕ

До начала основных лесосечных операций подготавливаются зоны безопасности. На расстоянии не менее 50 м от границ лесопогрузочных пунктов, верхних складов, передвижных электростанций, лебедок, обогревательных помещений, стационарных мест работы и стоянок лесосечных машин и другого оборудования или помещений, предназначенных для размещения их в лесных массивах, не подлежащих разработке, должны быть убраны опасные деревья, а в подлежащих разработке - все деревья.

При выполнении лесосечных работ с применением моторных пил (валка деревьев, очистка их стволов от сучьев, раскряжевка (поперечная разрезка ствола дерева на части - кряжи) на лесосеке и верхнем лесоскладе, опиливание их по габариту подвижного состава) должны соблюдаться следующие меры безопасности:

заправку бензомоторных пил горюче-смазочными материалами производить при неработающем двигателе;

не использовать в качестве горючего этилированный бензин;

перед запуском двигателя убедиться, что пильная цепь не касается никаких предметов;

запуск двигателя осуществлять на расстоянии не ближе 3 м от места заправки пилы;

не пилить концевой частью пильного аппарата во избежание отбрасывания пилы на работающих;

переходить от дерева к дереву с моторной пилой при работе двигателя на холостых оборотах (с включенным тормозом);

не работать с моторной пилой выше уровня плеча;

не работать с моторной пилой, если она неисправна, плохо отрегулирована или не полностью собрана;

мелкий ремонт, смену пильной цепи, ее натяжение, а также поворот редуктора при переходе от пиления в горизонтальной плоскости к пилению в вертикальной плоскости и наоборот выполнять при неработающем двигателе;

вынимать зажатую в резе шину после остановки двигателя.

Выполнение лесосечных работ ближе 50 м от границ охранных зон линий электропередачи и связи следует производить по наряду-допуску, определяющему безопасные условия труда.

 

ВАЛКА ДЕРЕВЬЕВ

До начала валки дерева должно быть подготовлено рабочее место:

вырублен кустарник, мешающий валке (вокруг дерева в радиусе 0,7 м);

срезаны нижние ветки и сучья на стволе дерева;

подготовлен путь отхода длиной не менее 4 м под углом 45° в направлении, противоположном падению дерева, а зимой расчищен или утоптан снег вокруг дерева и на пути отхода.

Ширина отходной дорожки после расчистки или утаптывания снега должна быть не менее 0,45 м, глубина оставленного снега по кольцу вокруг дерева на отходной дорожке - не более 0,2 м.

При валке деревьев необходимо:

использовать валочные приспособления: валочную лопатку, топор с клиньями, а при работе вальщика в паре с лесорубом - валочную вилку;

при разработке ветровально-буреломных лесосек, горельников (лесных площадей, на которых лес поврежден или уничтожен огнем) и при подготовке лесосеки к рубке работать вдвоем (вальщик с лесорубом с использованием валочной вилки);

убедиться в отсутствии людей, животных, машин и механизмов в опасной зоне. Валка деревьев при нахождении в опасной зоне людей, животных, машин и механизмов не допускается;

оценить размеры, форму ствола и кроны, наклон подлежащего валке дерева, направление и силу ветра, убедиться в отсутствии на нем зависших сучьев, которые могут упасть в процессе пиления, и с учетом технологических требований выбрать направление валки;

подпиливать с той стороны, в которую намечено валить дерево;

подпиливать прямостоящие деревья на глубину 1/4, а деревья, наклоненные в сторону направления валки, на глубину 1/3 диаметра в месте спиливания;

В начале падения дерева вальщик и лесоруб должны немедленно отойти на безопасное расстояние (не менее 4 м) под углом 45° в направлении, противоположном падению дерева, по заранее подготовленным путям отхода, следя за падающим деревом и сучьями.

Снимать зависшие деревья следует трактором, лебедкой или при помощи конной тяги с длиной троса или каната не менее 35 м.

Для снятия зависшего дерева трос или канат укрепляются на комлевой части и в зависимости от конкретных условий стаскиваются под углом или вдоль зависшего дерева.

Снимать зависшие деревья допускается:

рычагами перемещением комля дерева в сторону, при этом все рабочие должны находиться с одной стороны ствола дерева;

воротом, закрепленным за комель зависшего дерева одного конца каната и наматыванием другого при помощи рычага на ствол растущего дерева;

кондаком - вращением зависшего дерева вокруг оси.

При наличии нескольких зависших деревьев каждое из них снимают отдельно.

Работники, занятые на лесосечных работах, и лица, осуществляющие надзор и контроль за ведением этих работ, должны носить защитные каски, при необходимости - наушники, защитные очки или щитки.

Брестское областное управление
Департамента государственной
инспекции труда

11/03/2016 13:03

Анализ причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших  в 2015 году, показывает, что большинство из них обусловлено нарушениями потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда (20,5 процентов от общего количества установленных причин).

Кроме того, в 17 процентах несчастных случаев было установлено невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда. Больше 8 процентов причин несчастных случаев составила личная неосторожность потерпевших.

Таким образом, в настоящее время одним из действенных способов недопущения «личностных» причин производственного травматизма является принятие мер по укреплению трудовой дисциплины за счет:

совершенствования в организациях механизма стимулирования работников за работу без нарушений требований охраны труда, трудовой и производственной дисциплины;

усиления роли самих работников в обеспечении безопасного производства работ.

В соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» работник обязан  оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.

Как показывает практика достижение положительных результатов в вопросах сохранения жизни и здоровья работников во многом зависит от системного подхода к решению проблем охраны труда, в том числе и формирования у работников культуры охраны труда.

С этой целью необходимо внедрять формы и методы работы по  стимулированию работников за содействие нанимателю в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда.

Уважение и поощрение за исполнительность, добросовестное отношение к труду, строгое выполнение правил и норм безопасности труда служат для работников важным стимулом к неукоснительному соблюдению правил, норм и инструкций по охране труда.

Управление мотивацией к поддержанию высокого уровня безопасности труда направлено на выработку у работников личных и групповых долгосрочных интересов и соответствующих установок на безусловное заинтересованное соблюдение требований охраны труда, а также соответствующего поведения при опасных производственных ситуациях.

Необходимо различать стимулирующее управление, связанное с поощрением работника, и наказывающее управление, связанное с ответственностью работника за свои действия (бездействие).

Установление личной ответственности работников позволяет: совместно с иными формами профилактической работы привести в единую систему деятельность руководителей и специалистов, а также контролирующих лиц по обеспечению безопасных условий труда; оценивать уровень профилактической работы в области охраны труда; регулярно получать информацию о состоянии машин, оборудования, инструмента и рабочих мест с точки зрения их безопасности (безопасной эксплуатации) и принимать меры к устранению недостатков; получать данные о выполнении работниками требований охраны труда и принимать к ним меры дисциплинарного воздействия.

Для формирования устойчивой корпоративно-направленной положительной мотивации во всех подразделениях и трудовых группах (бригадах) должны использоваться разнообразные методы стимулирования работников к овладению знаниями и опытом обеспечения безопасности труда и производства, к снижению показателей аварийности, инцидентности, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Руководители должны постоянно обдумывать возможные способы улучшения работы и внутренней мотивации работников. Важно выделить возможные простые изменения в работе, которые могли бы привести к стимулированию внутренней мотивации подчиненных, вызвать сотрудничество и энтузиазм с их стороны.

Таким образом, для воспитания у работников ответственного отношения к собственной безопасности, а также безопасности окружающих его работников, необходимо применять меры материального и морального стимулирования за работу по охране труда.

Виды поощрений работников за обеспечение охраны труда определяются локальными нормативными правовыми актами (коллективным договором (соглашением), правилами внутреннего трудового распорядка и др.).

Формами морального стимулирования могут являться:

  • объявление благодарности;
  • занесение в Книгу почета или помещение фотографии на Доску почета;
  • награждение почетной грамотой;
  • вручение почетного знака, вымпела;
  • награждения ценным подарком;
  • присвоение звания "Лучший по профессии";
  • присвоение коллективам звания "Лучший цех (участок, бригада) по охране труда" и других видов поощрений.

Наиболее распространенная форма материального стимулирования – это премирование отдельных работников или целых коллективов за успехи в работе по охране труда.

Виды поощрений работников за обеспечение охраны труда могут определяться коллективным договором или положением о премировании, в котором указываются конкретные показатели, условия и размер премирования, порядок предоставления необходимой информации.

В качестве примера можно привести меры морального и материального стимулирования, применяемые в организациях Белоруской железной дороги.

Положением о премировании начальников отделений Белорусской железной дороги предусматривается ежемесячное премирование по показателю «Обеспечение охраны труда» в размере 30 процентов.

Учет выполнения данного показателя производится не с нарастающим итогом с начала года, а за отчетный период.

Основанием для начисления премии за обеспечение охраны труда являются справки о состоянии охраны труда, подписанные начальником службы охраны труда и промышленной безопасности, а в его отсутствие –  лицом его замещающим.

Премия не начисляется в случае допущения несчастного случая на производстве со смертельным исходом и группового несчастного случая.

Не в полном объеме премия начисляется за зарегистрированный в организации несчастный случай на производстве.

Материалы по допущенным несчастным случаям на производстве принимаются к рассмотрению после оформления акта формы Н-1, и премия не начисляется или начисляется частично за месяц, в котором оформлен вышеуказанный акт.

Также на Белорусской железной дороге утверждены: Положение о проведении конкурсов на «Лучшее рабочее место по охране труда и культуре производства», «Лучший проект (идея) по улучшению условий и охраны труда», «Лучший специалист по охране труда».

Конкурс на «Лучшее рабочее место по охране труда и культуре производства» с учетом оценки состояния и условий труда на рабочих местах, проводится по следующим критериям:

  • соответствие рабочего места требованиям законодательства об охране труда;
  • состояние рабочего места на соответствие культуре производства, эстетическим и эргономическим требованиям;
  • отсутствие нарушений требований охраны труда, промышленной и электробезопасности у работников, работающих на этих рабочих местах;
  • осуществление контроля со стороны непосредственных руководителей (мастеров, старших электромехаников, начальников поездов и т.д.).

По результатам данного конкурса присуждается только одно призовое место. Победитель конкурса награждается Дипломом с выплатой денежной премии в размере 20 базовых величин каждому работнику, работающему на этом рабочем месте.

Конкурс на «Лучший проект (идею) по улучшению условий и охраны труда» проводится по следующим критериям:

  • обоснованность проекта (идеи), соответствие его (ее) современным требованиям и требованиям законодательства Республики Беларусь;
  • улучшение производственных факторов, экономических показателей, вывод рабочих мест из зоны действия вредных и (или) опасных производственных факторов, опасных зон, применение «безлюдных» технологий.

По результатам данного конкурса присуждается только одно призовое место. Победитель конкурса награждается Дипломом с выплатой денежной премии в размере 30 базовых величин работнику-автору (работникам-авторам).

Конкурс на «Лучшего специалиста по охране труда» проводится среди специалистов по охране труда, имеющих опыт работы в должности не менее 1 года.

Основными целями конкурса являются:

  • повышение эффективности и качества работы по созданию в организациях (структурных подразделениях) безопасных и здоровых условий труда;
  • повышение престижа и значимости должности «Специалист по охране труда»;
  • пропаганда положительного опыта работы в области охраны труда;
  • привлечение внимания работодателей и работников к вопросам улучшения условий и охраны труда.

Задачами конкурса являются:

  • развитие у специалистов по охране труда творческой активности, профессионального мастерства и новаторства, создание стимула к совершенствованию выполняемой работы;
  • расширение границ профессионального общения специалистов по охране труда, распространение лучших форм и методов работы в области улучшения условий и охраны труда.

По результатам данного конкурса присуждается только одно призовое место. Победитель конкурса награждается Дипломом с выплатой денежной премии в размере 30 базовых величин. 

Приведенные примеры не являются основополагающими. В организациях с учетом характера их деятельности, могут разрабатываться и другие мероприятия, предусматривающие моральное и материальное стимулирование работников за повышение безопасности труда.

Меры поощрения выбираются с целью создания реальной заинтересованности работников в обеспечении безопасности каждого рабочего места и всех производств, развития и закрепления стимулов к выполнению требований безопасности, осознания индивидуальных и групповых интересов, ответственности работника за состояние травматизма в трудовом коллективе, коррекции субъективных представлений об опасностях с их реальной значимостью для устойчивого развития организации.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что содействие и сотрудничество работника  с нанимателем в деле обеспечения безопасных условий труда является одним из основных условий эффективного функционирования системы управления охраной труда.

При этом необходимо учитывать, что необоснованное моральное и материальное вознаграждение приводит к отрицательным результатам, снижает общую силу его воздействия.

Источник: Департамент государственной инспекции труда
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

22/01/2016 08:01

В связи со сложившейся сложной метеорологической обстановкой Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь считает необходимым обратить внимание работодателей на соблюдение следующих мер безопасности  при организации и проведении работ по очистке крыш, карнизов зданий и сооружений от снега и льда:

  1. Работы по очистке крыш, карнизов зданий и сооружений  относятся к работам с повышенной опасностью. Выполнение работ на крыше зданий должно производиться по наряду-допуску на производство работ повышенной опасности и под руководством лица, ответственного за безопасное проведение этих работ.
  2. Осмотр, очистку кровель необходимо производить при благоприятных погодных условиях с соблюдением требований безопасности. К осмотру и очистке кровель привлекаются лица, допущенные к выполнению работ на высоте.
  3. К работам по очистке крыш, карнизов зданий и сооружений от снега и льда, выполняемым на высоте, в том числе при использовании телескопической вышки (гидроподъемника), должны допускаться работники не моложе 18 лет, прошедшие в установленном порядке медицинский осмотр, обучение безопасным методам и приемам работы, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда при выполнении работ на высоте.
  4. Работники, занятые на работах по очистке крыш, карнизов зданий и сооружений от снега и льда, должны быть обеспечены необходимыми средствами индивидуальной защиты, в т.ч. защитными касками, а при выполнении работ на высоте – средствами индивидуальной защиты от падения с высоты.
  5. Работать на крыше одному работающему, выходить в гололед или при скорости ветра 15 м/с и более, ходить по крыше здания с уклоном более 20 градусов без предохранительного пояса и страхующего троса, прикрепленного к надежной опоре, не допускается.
  6. Работы на высоте и открытом воздухе, выполняемые непосредственно с конструкций, перекрытий, оборудования и тому подобного, при изменении погодных условий с ухудшением видимости, при гололеде, сильном ветре, снегопаде прекращаются, а работники выводятся с места работы.
  7. Очистку от снега крыш всех конструкций следует производить только деревянными или пластмассовыми лопатами, начиная от конька к карнизу равномерно, не допуская перегрузки от снега отдельных участков кровли. Очистку снега необходимо производить в валяной или резиновой обуви.
  8. Запрещается начинать очистку кровли от снега с краев. Не допускается применение металлического инструмента для скалывания льда, образовавшегося на отдельных участках крыши (в настенном желобе, у лотков перед водосточными трубами, в самих лотках и других местах).
  9. Наледи и сосульки, свисающие с карнизов, козырьков зданий, необходимо своевременно сбивать, используя специальные приспособления (крючки), с автогидроподъемников, автовышек и тому подобное. Свешиваться с крыши здания при сбивании наледей и сосулек работающему запрещается.
  10. Места производства работ по очистке крыши зданий от снега, сосулек и наледей должны быть внизу ограждены, а проход для пешеходов и проезд для транспортных средств должен быть закрыт.
  11. Опасные зоны возможного падения снега и льда должны ограждаться с трех сторон инвентарными решетками, щитами, веревкой с красными флажками (сигнальной лентой). Ограждение необходимо размещать на расстоянии не менее 6 м от здания при его высоте до 20 м, при высоте от 20 до 40 м - не менее 10 м. В случае необходимости сбрасывания снега с крыш зданий высотой более 40 м размер ограждаемой зоны должен быть пропорционально увеличен.
  12. До ограждения зоны возможного падения снега и льда на тротуаре должен выставляется дежурный в сигнальном жилете и защитной каске, снабженный свистком для предупреждения пешеходов и сигнализации работающим на крыше.
  13. Дверные проемы со стороны, очищаемой от снега кровли, должны запираться или внутри лестничных клеток, арок, ворот должны выставляться дежурные для предупреждения людей об опасности. В случае невозможности запереть дверь выхода из здания, сооружения в сторону очищаемой кровли должен быть сделан навес до границы опасной зоны для защиты пешеходов.
  14. Запрещается сбрасывать снег на электрические, телефонные и другие провода, антенные вводы, оттяжки контактной сети, а также на деревья, кустарники, находящиеся внизу киоски, автомашины и прочее.
  15. При очистке крыш запрещается касаться электропроводов, телевизионных антенн, световых реклам и других установок, могущих вызвать поражение электрическим током.
  16. Сбрасывать снег с крыш разрешается только в дневное время. В случае необходимости проведения этих работ в вечернее или ночное время место работы и подходы к нему должны быть хорошо освещены.
  17. Уборка больших наледей с карнизных участков кровель, не имеющих специальных обогревающих устройств, должна производиться при помощи пара из шланга и других приспособлений с соблюдением мер предосторожности против ожогов и падения с крыши.
  18. Не допускается сбрасывать с крыши инструменты и другие предметы. По окончании работ, а также во время перерыва в работе инструменты и другие предметы должны быть убраны с крыши.
  19. При выполнении работ с использованием телескопической вышки (гидроподъемника) должна быть обеспечена зрительная связь между находящимся в корзине (люльке) работником и водителем. При невозможности обеспечения такой связи у вышки должен находиться другой работник, передающий водителю команды на подъем или спуск корзины (люльки).
  20. Работать с телескопической вышки (гидроподъемника) следует в защитной каске стоя на дне корзины (люльки), закрепившись стропом предохранительного пояса за ее ограждение.
  21. Машинисты при нахождении в рабочей зоне подъемника должны находиться в защитных касках, а при выполнении работ в местах возможного движения транспортных средств – в сигнальных жилетах или специальной одежде со вставками из сигнальных или светоотражающих тканей.
  22. При скорости ветра 10 м/с и более на высоте 10 м, затрудненной видимости, а также при температуре окружающей среды ниже указанной в паспорте подъемника его эксплуатация не допускается.

При выполнении работ по очистке крыш зданий и сооружений от снега и льда, снятии ледяных сосулек с краев крыш и у водосточных труб необходимо соблюдать требования Межотраслевых правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонте зданий и сооружений, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.12.2011 № 141, Правил охраны труда при работе на высоте, утвержденных постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 52, Межотраслевой типовой инструкции по охране труда при выполнении работ по обслуживанию и ремонту зданий и сооружений, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.12.2007 № 186, Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации мобильных подъемных рабочих платформ, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.06.2004 № 78, Типовой инструкции по охране труда для работающих в рабочей платформе мобильной подъемной рабочей платформы, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 05.07.2005 № 80, а также других нормативных правовых актов, обеспечивающих безопасное выполнение вышеуказанных работ в конкретной ситуации.

Дополнительно в целях недопущения и профилактики несчастных случаев Департамент предлагает республиканским органам государственного управления, иным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций, используя представленную информацию, провести внеплановый инструктаж с работниками, привлекаемым к работам по очистке крыш, карнизов зданий и сооружений от снега и льда.

14/05/2014 08:05

О неудовлетворительной ситуации с травматизмом при выполнении шиномонтажных работ Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее –Департамент) в течение 2012 - 2015 годов в адрес республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов (далее – органы управления), направлено 6 информационных писем, в которых вносились предложения по недопущению нарушений требований безопасности труда, влекущих несчастные случаи в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях.

Вместе с тем, по-прежнему в организациях республики ситуация с производственным травматизмом при выполнении вышеуказанных работ остается напряженной и кардинально не изменяется.

В 2013 году при выполнении шиномонтажных работ (снятие, установка, ремонт и подкачка колес транспортных средств) в организациях Республики Беларусь 17 работников получили тяжелые производственные травмы и 1 погиб. В 2014 году зарегистрировано 8 несчастных случаев, в результате которых 8 работников получили тяжелые производственные травмы и 3 – погибли. В 2015 году произошло 10 несчастных случаев, которые привели к тяжелым производственным травмам 11 работников.

За 5 месяцев 2016 года при выполнении шиномонтажных работ тяжелые производственные травмы получили 6 работников (СПК «Ошмянский рассвет» Ошмянского района Гродненской области, ОАО «Гродноагроспецавтотранс» г.Гродно, СПК «Мостовчанка» Мостовского района Гродненской области, Сельскохозяйственное унитарное предприятие «Золак-Агро» Светлогорского района Гомельской области, Могилевская база (транспортная) РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги» г.Могилев, ТУП «Металлургтранс» ОАО «Белорусский металлургический завод» Жлобинского район Гомельской области).

Анализ обстоятельств и причин происшедших несчастных случаев указывает на то, что в большинстве из них при производстве шиномонтажных работ со стороны нанимателей и работников не обеспечивалось соблюдение соответствия технологических процессов и производственного оборудования требованиям нормативных правовых актов.

Так, 12.02.2016 при снятии без предварительного выпуска воздуха из шины бездискового переднего левого колеса автомобиля МАЗ произошло его самопроизвольное разбортирование и срыв со ступицы, в результате
чего тяжелую производственную травму получил слесарь по ремонту автомобилей ОАО «Гродноагроспецавтотранс» г.Гродно.

При аналогичных обстоятельствах и по тем же причинам 15.02.2016 и 13.03.2016 произошли несчастные случаи, приведшие к тяжелой производственной травме водителя автомобиля СПК «Мостовчанка» Мостовского района Гродненской области и водителя автомобиля Могилевской базы (транспортной) РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги» г.Могилев.

Два несчастных случая в 2016 году произошли при накачке шин автомобилей МАЗ вне специально отведенных и оборудованных для этого мест, а также лицами, не имеющими соответствующей квалификации, не прошедшими обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда при выполнении данных работ.

08.02.2016 во время накачивания шины вне специально оборудованного места произошел вылет разрезного замочного и стопорного колец, которыми был тяжело травмирован водитель автомобиля СПК «Ошмянский рассвет» Ошмянского района Гродненской области. При этом потерпевший был допущен к выполнению шиномонтажных работ без соответствующей квалификации монтировщика шин и шинопневматических муфт, а также без проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда.

10.03.2016, сидя на колесе и накачивая его при помощи компрессора, тяжелую производственную травму получил слесарь сельскохозяйственных машин и оборудования Сельскохозяйственного унитарного предприятия «Золак-Агро» Светлогорского района Гомельской области. Работы по накачке колеса, в данном случае, проводились лицом не имеющим соответствующей квалификации и не прошедшим инструктажа проверки знаний по вопросам охраны труда и вне специально оборудованного места.

В 2009 и 2014 годах Департамент обращал внимание заинтересованных на обязательное применение гибких удлинителей вентилей задних бездисковых колес автомобилей семейства МАЗ. Однако, в 2016 году вновь зарегистрирован несчастный случай, происшедший при обслуживании шины заднего бездискового колеса автомобиля МАЗ с отсутствующим гибким удлинителем вентиля (Могилевская база (транспортная) РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги» г.Могилев).

Указанными устройствами заводом-изготовителем оборудуются не только современные автомобили, но и автомобили МАЗ-5551 и МАЗ-53371, поставленные на производство в 1985 и 1987 годах. Установлено, что при аварийном снижении давления воздуха в шине внутреннего колеса происходит проворачивание ее относительно обода. Это приводит к разрушению гибкого удлинителя вентиля и, как следствие, к необходимости его замены при ремонте колеса, что зачастую не делается.

Поэтому для предотвращения травмирования работников при снятии колес с разборным ободом, шины которых находятся под давлением, необходимо обеспечить строгое и безусловное выполнение требований правил охраны труда и не допускать установку внутренних задних колес без гибкого удлинителя вентиля.

Порядок монтажа и демонтажа шин изложен в главе 7 Технического кодекса установившейся практики «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания» ТКП 299-2011(02190), утвержденного и введенного в действие приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц.

Кроме этого требования безопасности работ по монтажу и демонтажу колёс изложены в руководстве по эксплуатации на автомобили МАЗ всех моделей. В частности, одним из основных критериев безопасности является категорическое запрещение снятия со ступицы колеса без полного выпуска воздуха из шины.

На основании изложенного и в целях недопущения несчастных случаев при проведении шиномонтажных работ Департамент предлагает органам управления потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций, эксплуатирующих механические транспортные средства:

1) используя представленную информацию, провести внеплановый инструктаж с работниками, занятыми эксплуатацией, ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей;

2) монтаж и демонтаж шин проводить только при помощи предназначенных для этого устройств, оборудования, приспособлений и инструмента, обеспечивающих безопасность работающих;

3) не допускать:
выполнение шиномонтажных работ работниками, не имеющими соответствующей квалификации, не прошедшими обучения, проверки знаний и инструктажа по безопасному их выполнению;
демонтаж с обода шин, находящихся под давлением;
снятие колеса с разборными ободьями, когда шина находится под давлением;
эксплуатации автомобилей с разрушенными гибкими удлинителями вентиля для накачки и выпуска воздуха из шин внутренних задних бездисковых колес.

К списку новостей