Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная // Социальная сфера // Социальная защита, труд, занятость
13/02/2020 06:02
29/11/2019 12:11
О предоставлении семейного капитала
20/09/2018 08:09

Извлечение из Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З
«О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»
(в ред. Закона Республики Беларусь от 30.06.2017 N 33-З)

В целях усиления социальной поддержки семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, с 1 июля 2017 года предоставлено право родителям осуществлять уход за ребенком-инвалидом с получением пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и одновременно работать на 0,5 ставки или выполнять работу на дому (только у одного нанимателя).

Также родители ребенка-инвалида имеют право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и в случае получения ими пенсии (независимо от вида) либо ежемесячной страховой выплаты от Белгосстраха.

Назначается пособие по уходу за ребёнком-инвалидом и родителям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (в отпуске по уходу за любым ребёнком, не только за ребёнком-инвалидом) или в отпуске по уходу за детьми, предоставляемом по месту службы, или в академическом отпуске (во время обучения в учреждениях образования).

Родители из числа лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, ремесленниками и занимающиеся в сфере агроэкотуризма, приостановившие свою деятельность в установленном законодательством порядке (соответственно через налоговый орган, министерство юстиции или территориальную коллегию адвокатов), имеют право на пособие по уходу за ребёнком-инвалидом.

Индивидуальные предприниматели, находящиеся в процессе прекращения деятельности (в процессе ликвидации), также могут воспользоваться правом на пособие по уходу за ребёнком-инвалидом.

На аналогичных условиях, как родителям, пособие назначается мачехе, отчиму, усыновителю (удочерителю), опекуну (попечителю) ребенка-инвалида.

Посторонним, фактически осуществляющим уход за ребёнком-инвалидом, может быть назначено пособие по уходу, в случае, если родители не имеют права на назначение пособия ввиду их занятости либо не могут осуществлять уход за ребёнком-инвалидом в связи с инвалидностью 1-ой группы.

Пособие по уходу за ребенком- инвалидом в возрасте до 18 лет назначается на каждого ребёнка-инвалида независимо от других видов семейных пособий.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, имеют право ещё на один вид пособия: на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей. Данное пособие назначается на всех детей, воспитываемых в семье, и без учета доходов семьи, но при определённых условиях: в зависимости от категории семьи (полная или неполная), занятости родителей на дату обращения за пособием, а также занятости не менее 6 месяцев в предшествующем году перед обращением за пособием.

В соответствии со ст. 22 Закона пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей и пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет назначаются со дня возникновения права на них, если обращение за назначением пособия последовало не позднее 6 месяцев со дня возникновения такого права в соответствии с пунктами 3.6. и 3.8. указанной статьи.

Назначение государственных пособий на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей и по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет являются административными процедурами 2.12. и 2.15. Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от 16.04.2010 №200 (далее - Перечень). Это обозначает, что заявителем в обязательном порядке предоставляется заявление и документы, указанные в названных пунктах Перечня. Другие документы и (или) сведения, необходимые для назначения и выплаты государственных пособий, запрашиваются государственными органами, иными организациями в течение 5 календарных дней со дня поступления заявления о назначении государственных пособий семьям, воспитывающим детей, либо могут быть представлены гражданами самостоятельно.

На ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается в повышенном размере - 45 процентов среднемесячной заработной платы на основании удостоверения ребенка-инвалида либо заключения медико-реабилитационной экспертной комиссии об установленной инвалидности, предоставленных получателем пособия по месту получения пособия.

Семьям с детьми-инвалидами предоставляется услуга социальной передышки с сохранением права на получение государственных пособий. Услуга социальной передышки предоставляется с целью освобождения родителей (членов семьи) от ухода за ребёнком-инвалидом на определённый период времени для восстановления сил, решения семейно-бытовых вопросов. Услуга социальной передышки оказывается домами-интернатами для детей-инвалидов на платной основе. При оказании такой услуги оплачивается только питание и стоимость лекарственных средств. Срок предоставления услуги может быть  не более 28 суток в календарном году.
09/07/2018 13:07

Что такое насилие в семье?

Насилие в семье - умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания (статья 1 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»).

 

Виды семейного насилия

Физическое насилие - это преднамеренное нанесение физических повреждений, включая телесные наказания.

Сексуальное насилие - это вовлечение человека с его согласия или без такового в сексуальные действия с целью получения удовлетворения или выгоды.

Психологическое (эмоциональное) насилие -это периодическое или постоянное психическое воздействие на человека: открытое неприятие и постоянная критика; угрозы, замечания, высказывания в оскорбительной форме, унижающие достоинство и др.

Экономическое насилие - умышленное лишение одним членом семьи другого члена семьи жилья, еды, одежды и другого имущества либо средств, на которые потерпевший имеет предусмотренное законом право.

Признаки насилия в семье

1. Физические признаки:

  • плохое состояние физического и психического здоровья;
  • синяки, ссадины, повреждения мягких тканей и опорно-двигательного аппарата;
  • следы укусов необычной формы на теле;
  • несоблюдение правил личной гигиены;
  • потеря массы тела, обезвоживание;
  • наличие выкидышей, мертворожденных детей, преждевременных родов, дефицит массы тела у новорожденных.

2. Экономические признаки:

  • недостаточная возможность/отсутствие возможности распоряжаться семейным бюджетом и собственными деньгами;
  • отказ от работы/образования или работа на определенной должности под давлением мужчины;
  • работа, обусловленная необходимостью содержать мужа, который в то же время контролирует или забирает все финансы в семье;
  • одежда и обувь, не соответствующие сезонным и погодным условиям, или визуальные признаки сильной изношенности, что не соответствует реальным финансовым возможностям семьи;
  • недоедание;
  • наличие жилищных проблем.

3Сексуальные признаки:

  • нарушение сексуальности (сексологические и сексопатологические симптомы);
  • травмы и повреждения половых органов;
  • наличие болезней, передающихся половым путем;
  • наличие выкидышей, мертворожденных детей, преждевременных родов, дефицит массы тела у новорожденных

4. Психологические признаки:

  • несоответствие полученных повреждений объяснениям женщины;
  • истории о посещении врачей, которые не соответствуют действительности; недостаточное лечение или невыполнение врачебных предписаний, что объясняется «отсутствием времени», «незначимостью болезни» и т.п.; самолечение неадекватное заболеванию;
  • откладывание посещения психолога/психотерапевта или отказ от психологической и иной помощи, направленной на прояснение и коррекцию ситуации;
  • страхи, немотивированная тревога, безынициативность, нерешительность, чувство беспомощности;
  • депрессия, навязчивые мысли и действия (например, навязчивое расчесывание одной и той же пряди волос, раскачивание на кресле и т.п.);
  • чрезмерное возбуждение, бессонница, сонливость, замедленность речи и движений (это часто воспринимается женщиной как признак лени и вызывает чувство вины);
  • утрата социальных контактов с родственниками и друзьями, острое чувство одиночества и изолированности;
  • избегание прямого взгляда в глаза собеседнику, «приниженность» в поведении и положении тела (опущенные плечи, сутулость, опущенная голова и т.д.);
  • суицидальные намерения, угрозы лишения себя жизни;
  • чувство вины за полученные физические повреждения;
  • неспособность адекватно оценивать собственное будущее, свои поступки и действия других людей; сочетание подозрительности с чрезмерной доверчивостью.

Таким образом, наличие даже нескольких рассмотренных признаков должно насторожить, поскольку является непосредственным признаком наличия хронической психотравмирующей ситуации.

 

Причины семейного насилия

Среди причин возникновения насилия в семье можно выделить две группы:

- причины, находящиеся в самой семье: материальные трудности, наличие в семье безработного, нерешенная жилищная проблема, алкогольная или наркотическая зависимость членов семьи, наличие мачехи или отчима в семье, ребенок с проблемами в здоровье (инвалид), трудный ребенок, снятие многих моральных запретов, самоутверждение за счет слабых членов семьи и др.

- причины, находящиеся вне семьи: распространение в обществе алкоголизма, наркомании; кризис морали и культуры; сцены насилия над личностью, демонстрируемые в СМИ (картины террористических актов, акты вандализма, садизма) и др.

Любой человек может подвергаться насилию, но в семье чаще всего от насилия страдают женщины и дети.

Алгоритм действий жертвы в случае насилия в семье

1.Обязательно расскажите о насилии тем, кому доверяете.

2.Найдите место, где сможете укрыться хотя бы на время. Обидчик не должен знать о нем. Постарайтесь не оставлять ему возможности найти вас (записки, конверты с адресами, сообщения на телефоне и т.д.).

3.Узнайте координаты кризисных служб.   Туда можно обратиться за психологической и юридической помощью, а в некоторых городах есть возможность получить временное укрытие.

4.Продумайте пути отступления, спланируйте маршрут. Попрактикуйтесь быстро и безопасно выходить из дома.

5.При приближении    конфликта    позаботьтесь, чтобы    ключи    от   дома и машины были у вас под рукой. Стоит подготовить к моменту отхода в безопасном, но доступном для вас месте что-то вроде «тревожного чемоданчика», где должны быть важные документы, деньги, смена одежды, медикаменты, запасные ключи.

6.Если   вы чувствуете, что   инцидента   не удается   избежать, постарайтесь переместиться в помещение, откуда легко выйти. Избегайте конфликта в   ванной, на   кухне, где есть острые и режущие предметы.

7.В случае острой опасности нужно покидать дом немедленно.


Услуги, оказываемые жертвам насилия в семье

ГУ «Пружанский территориальный центр социального обслуживания населения»

услуга временного приюта для граждан, пострадавших от насилия (заселение в «кризисную» комнату) по месту обращения независимо от места регистрации (места пребывания);

- консультационно-информационные услуги - информирование об условиях и порядке организации и оказания социальных услуг, оказание содействия в оформлении и истребовании документов, необходимых для реализации права на установленные законодательством формы и виды социальной поддержки;

- социально-педагогические услуги - действия, направленные на социализацию граждан различных возрастных и социальных групп, организацию их досуга в целях приобретения ими социальной ориентации и общепринятых норм поведения;

- социально-посреднические услуги - содействие установлению и расширению связей между гражданами, получающими социальные услуги, и государственными органами (организациями), а также оказание в установленном порядке услуг по представлению интересов граждан, получающих социальные услуги в государственных органах и иных организациях;

- социально-психологические услуги - содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении их последствий, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан, и создание необходимых для этого условий (организация семейного и индивидуального психологического консультирования, бесед, лекций);

- социальный патронат - деятельность по сопровождению граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленная на ее преодоление, восстановление нормальной жизнедеятельности, мобилизацию и реализацию собственного потенциала граждан для личного и социального роста;

Вы можете обратиться за помощью к специалистам отделения социальной адаптации, реабилитации и сопровождаемого проживания:

заведующему отделением - Черешко Наталье Анатольевне;

психологу - Мышкевич Анне Николаевне.

по адресу: г. Пружаны, ул. Октябрьская, 104А, 2-й этаж каб. №4;

по тел.: 4-01-67 (время работы с 8.00 до 17.00).

 

Услуги, оказываемые жертвам насилия в семье

УЗ «Пружанская ЦРБ»

- оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим от насилия;

- оказание психологической помощи пострадавшим от насилия.

Вы можете обратиться за помощью к специалистам службы психиатрического здоровья

УЗ «Пружанская ЦРБ:

Психологу - прием осуществляется в здании кожно-венерологической службы, прием ведется по предварительной записи (телефон для записи на прием 4-16-65).

Врачу- психиатру-наркологу - прием осуществляется в каб. № 33 здание поликлиники, прием ведется по живой очереди без предварительной записи (контактный телефон 2-00-44).

Меры наказания, применяемые к гражданам, совершившим насилие в семье

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 10.1. Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания

1.Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, -

влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

2.Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи или бывшего члена семьи, либо нарушение защитного предписания, -

влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

 

Статья 10.2. Оскорбление

1.Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, -

влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.

2. Оскорбление в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, распространенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, -

влечет наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – наложение штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин.

 

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 139. Убийство

1.Умышленное противоправное лишение жизни другого человека (убийство) - наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет.

2.Убийство:

1) двух или более лиц;

2) заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии;

3) заведомо для виновного беременной женщины;

4) сопряженное с похищением человека либо захватом заложника;

5) совершенное общеопасным способом;

6) совершенное с особой жестокостью;

7) сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера;

8) с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;

9) с целью получения трансплантата либо использования частей трупа;

10) лица или его близких в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга;

11) лица или его близких за отказ этого лица от участия в совершении преступления;

12) из корыстных побуждений, либо по найму, либо сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом;

13) из хулиганских побуждений;

14) по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды, а равно по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы;

15) совершенное группой лиц;

16) совершенное лицом, ранее совершившим убийство, за исключением убийства, предусмотренного статьями 140-143 настоящего Кодекса, -

наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати пяти лет, или пожизненным заключением, или смертной казнью.

 

Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения

1.Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, то есть повреждения, опасного для жизни, либо повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха, какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство (заболевание), иное расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть, либо вызвавшее расстройство здоровья, связанное с травмой костей скелета, на срок свыше четырех месяцев, либо выразившееся в неизгладимом обезображении лица или шеи,-

наказывается ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

2.То же деяние, совершенное:

1) в отношении лица, заведомо малолетнего, престарелого или находящегося в беспомощном состоянии;

1-1) в отношении заведомо для виновного беременной женщины;

2) в отношении похищенного человека или заложника;

3) способом, носящим характер мучения или истязания;

4) с целью получения трансплантата;

5) в отношении лица или его близких в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга;

6) из корыстных побуждений либо по найму;

7) из хулиганских побуждений;

8) по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды, а равно по мотивам вражды или розни в отношении какой либо социальной группы;

9) группой лиц;

10) обще опасным способом, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим иное преступление, сопряженное  с умышленным причинением тяжкого телесного повреждения, либо ранее совершившим убийство (за исключением преступлений, предусмотренных статьями  140-143 настоящего Кодекса), а равно в отношении двух или более лиц,  либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

Статья 149. Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения

1. Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения, то есть повреждения, не опасного для жизни и не повлекшего последствий, предусмотренных статьей 147 настоящего Кодекса, но вызвавшего длительное расстройство здоровья на срок от четырех месяцев либо значительную стойкую утрату трудоспособности менее чем на одну треть, -

наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом со

штрафом или без штрафа, или ограничением свободы на срок до трех лет со штрафом или без штрафа, или лишением свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа.

2. То же деяние, совершенное группой лиц, либо способом, носящим характер мучения или истязания, либо общеопасным способом, либо в отношении заведомо для виновного беременной женщины, престарелого либо лица, находящегося в беспомощном состоянии, -

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от одного года до пяти лет.

Статья 153. Умышленное причинение легкого телесного повреждения

Умышленное  причинение легкого телесного повреждения, то есть повреждения, повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья либо незначительную стойкую утрату трудоспособности, -

наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом.

Статья 154. Истязание

1.Умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, либо систематическое нанесение побоев, не повлекшие последствий, предусмотренных статьями 147 и 149 настоящего Кодекса, (истязание)-

наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа.

 

2.Истязание, совершенное в отношении заведомо для виновного беременной женщины, либо престарелого, либо несовершеннолетнего, либо лица, находящегося в беспомощном состоянии или в зависимом положении, либо лицом, ранее судимым за истязание, -

наказываются ограничением свободы на срок от одного года до трех лет со штрафом или без штрафа или лишением свободы на срок от одного года до пяти лет со штрафом или без штрафа.

 

Статья 186. Угроза убийством, причинение тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества

Угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества общеопасным способом, если имелись основания опасаться ее осуществления, -

наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

 

Куда вы можете обратиться за помощью,
если страдаете от насилия в семье?

1. Отдел внутренних дел Пружанского райисполкома - по телефону 102.

 

2. ГУ «Пружанский территориальный центр социального обслуживания населения» (ПТЦСОН). Поддержку и консультацию специалистов можно получить по тел.: 4-01-67 (время работы с 8.00 до 17.00).

 

3. УЗ «Пружанская ЦРБ». Поддержку и консультацию специалистов можно получить по тел.: «горячей линии», телефону доверия - 8-01632-3-41-80.

 

Если Вы стали жертвой насилия в семье Вы можете обратиться в ГУ «Пружанский территориальный центр социального обслуживания населения» по вопросу оказания услуги временного приюта (предоставления «кризисной» комнаты)

по тел.: +37529 876-05-40 (круглосуточно).

«Кризисная» комната - специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания. Услуга временного приюта предоставляется: по месту обращения независимо от места регистрации (места пребывания), а также на основании письменного заявления без предоставления документа, удостоверяющего личность (в случае экстренной необходимости и отсутствия у гражданина документа, удостоверяющего личность).
18/02/2018 15:02
Телефоны «Доверия» экстренной психологической помощи)
09/06/2016 09:06

СОГЛАШЕНИЕ
между Пружанским районным исполнительным
комитетом, районным объединением
нанимателей и районным объединением
профсоюзов на 2019-2021 годы

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Пружанский районный исполнительный комитет (далее – Райисполком), районное  объединение нанимателей (далее – Наниматели) и районное объединение профсоюзов (далее – Профсоюзы), именуемые в дальнейшем Сторонами, руководствуясь законодательством Республики  Беларусь, в целях  создания необходимых условий для экономического развития Пружанского района, социальной и правовой защиты населения  на основе принципов социального партнерства заключили настоящее Соглашение между Пружанским районным исполнительным комитетом, районным объединением нанимателей и районным объединением профсоюзов на 2019-2021 годы (далее – районное Соглашение).

Районное Соглашение является нормативным актом, действует на территории района в отношении органов власти, нанимателей всех форм собственности, где созданы первичные профсоюзные организации,  входящие в Федерацию профсоюзов Беларуси (далее - ФПБ),членов профсоюзов  и работников района, дополняет по социально-экономическим вопросам действующее законодательство и районные целевые программы.

Положения и гарантии, включенные в районное Соглашение, являются обязательными для всех организаций, обособленных структурных подразделений организаций, расположенных на территории Пружанского района, минимальными и не могут быть изменены в коллективных договорах в сторону снижения социальной, правовой и экономической защищенности работников. Социальным партнерам предусматривать средства для реализации норм и положений районного Соглашения с учетом всех источников финансирования.

Районное Соглашение является основой для коллективных переговоров, отраслевых соглашений, коллективных договоров в организациях.

Стороны в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2019-2021 годы, областным Соглашением между Брестским областным исполнительным комитетом, областными объединениями нанимателей и областным объединением профсоюзов  на 2019-2021 годы.

Действия областного Соглашения распространяются на органы государственной власти в части не противоречащей законодательству о государственной службе и в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на их содержание.

В тех случаях, когда в отношении работников действуют одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений наиболее благоприятные для работников.

Стороны признают необходимым заключение коллективных договоров в организациях всех форм собственности  (далее – организации) и оказывают профсоюзным комитетам  и структурам профсоюзов, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее  содействие и признают, что на переговорах по заключению коллективных договоров интересы работников представляют и защищают профсоюзные организации, входящие в ФПБ.

Районное Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами.

Ни одна из сторон не может в одностороннем порядке изменить содержание и срок исполнения принятых на себя обязательств.

До окончания срока действия районное  Соглашение может быть изменено или дополнено только по взаимной договоренности.

 

II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Стороны

2.1. Добиваются стабилизации и подъема экономики, укрепления экономического и финансового положения организаций в целях повышения уровня жизни и доходов населения.

2.2. В пределах своей компетенции осуществляют меры, направленные на реализацию целевых государственных программ, и контролируют их исполнение.

2.3. Вносят предложения по установлению льгот по местным налогам и сборам, стимулирующим развитие предпринимательства, деятельности организаций, использующих труд социально незащищенных групп населения.

 

Райисполком

2.4. Обеспечивает  реализацию комплекса мер по выполнению основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития района  на период действия районного  Соглашения.

2.5.Обеспечивает повышение инвестиционной активности путем привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов, направление государственных инвестиций в приоритетные отрасли и производства.

2.6. Развивает внешнеэкономические связи с регионами Российской Федерации, государствами дальнего и ближнего зарубежья.

2.7. Осуществляет контроль за выполнением государственных социальных стандартов по обслуживанию населения в  районе.

2.8. Публикует в печати информацию о подлежащих приватизации предприятиях.

2.9. Обеспечивает паритетное участие нанимателей и профсоюзов в разработке проектов социально значимых программ развития района.

2.10. Представляет районному объединению профсоюзов по его запросу официальную информацию, касающуюся вопросов оплаты труда, охраны труда, занятости и других социально значимых вопросов.

 

Наниматели

2.11. Привлекают работников к участию в управлении организациями, содействуют развитию творческой активности рационализаторов и изобретателей, стимулируют работников за творческий подход к работе.

2.12. Уведомляют коллективы работников, профсоюзные комитеты о намечаемых действиях по приватизации организаций, разъясняют и обеспечивают их права согласно законодательству.

2.13. Распространяют на работников, уволенных по сокращению штатов или по другим уважительным причинам (предусмотренным в коллективных договорах), а также на освобожденных профсоюзных работников условия участия в приватизации государственной собственности, предусмотренные законодательством Республики   Беларусь для членов коллектива.

2.14. Информируют не реже одного раза в полугодие коллектив работников о финансово-хозяйственной деятельности организации.

 

Профсоюзы

2.15. Принимают непосредственное участие  на  местах в разработке и реализации  текущих и перспективных экономических  программ, планов социального развития, осуществляют общественный контроль за их выполнением.

2.16. Содействуют развитию рационализаторской и изобретательской деятельности, совершенствованию организации труда, экономии энергетических и материальных ресурсов, рациональному использованию рабочего времени, развитию трудового соревнования, повышению квалификации работников, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины, созданию и сохранению благоприятного климата в коллективах.

2.17. Проводят широкую разъяснительную работу по экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов, внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий и техники, а также совместно с Райисполкомом и Нанимателями организуют соревнование за высокие показатели по экономии ресурсов.

 

III. СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ

Стороны

3.1. Ставят своей целью эффективно использовать трудовой потенциал района.

3.2. Участвуют в разработке и реализации мероприятий по содействию  занятости населения.

Райисполком

3.3. Разрабатывает и реализует мероприятия по содействию занятости населения.

3.4. Содействует (оказывают) в получении  на конкурсной основе государственной поддержки субъектами малого предпринимательства в реализации инвестиционных проектов по приоритетным направлениям деятельности, связанным с созданием новых рабочих мест.

3.5. Оказывает финансовую поддержку организациям, создающим новые рабочие места, в пределах средств, предусмотренных на эти цели.

3.6. Информируют население и нанимателей об услугах государственной службы занятости,  а также о наличии свободных рабочих мест и вакансий,  используя различные формы и методы информирования, в том числе сеть Интернет.

3.7. Оказывает содействие безработным гражданам в трудоустройстве, получении первой профессии (специальности), переподготовке и повышении квалификации, в первую очередь граждан, которые не могут на равных условиях конкурировать на рынке труда (молодежи, инвалидам, женщинам, имеющим малолетних детей), проводит ярмарки и иные мероприятия, направленные на перераспределение незанятых граждан среди регионов.

3.8. Осуществляет направление безработных на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и обучающиеся курсы в соответствии с потребностью на рынке труда.

3.9. Организует за счет средств фонда социальной защиты населения, нанимателей, местных бюджетов оплачиваемые общественные работы.

 

 

Наниматели

3.10. Предусматривают в коллективных договорах мероприятия, направленные на сохранение, увеличение объема работ, услуг, количества рабочих мест, переподготовку работников.

3.11. При планировании увольнения по сокращению численности или штата в течение месяца пяти и более процентов работников к списочной численности предварительно, не менее чем за 3 месяца, уведомляют об этом первичные профсоюзные организации, райисполком. Принимают меры по трудоустройству, переобучению высвобождаемых работников. В необходимых случаях эти вопросы выносятся на рассмотрение  районного совета по трудовым и социальным вопросам.

3.12. При смене собственника имущества  или реорганизации организации, правопреемник сохраняет рабочие места для беременных женщин, одиноких матерей (отцов), усыновителей, опекунов, попечителей, воспитывающих  ребенка в возрасте до 16-ти лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18-ти лет).

3.13. Оставляют за работниками, уволенными по сокращению численности или штата, ранее полученное право пользования детскими дошкольными учреждениями, а оздоровительными и  медицинскими учреждениями, принадлежащими организации - на период нахождения на учете и получения пособия по безработице в службе занятости.

3.14. Предусматривают в коллективных договорах:

- предоставление работнику, предупрежденному о расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, не менее одного дня в неделю для поиска работы с сохранением среднего заработка, содействуют переобучению новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора;

- выплату выходного пособия при прекращении трудовых отношений в связи с истечением срока контракта, в случае если такое решение принято нанимателем, работнику, не имеющему дисциплинарных взысканий, в размере не менее двухнедельного среднего заработка.

3.15. При необходимости временной приостановки работ или временного уменьшения их объема, а также при отсутствии другой работы, на которую необходимо временно перевести работника в соответствии с медицинским заключением, предоставляют ему отпуск с частичным сохранением заработной платы в размере не менее 2/3 тарифной ставки рабочего (должностного оклада служащего) или ставки (оклада) – для бюджетных организаций.


В сфере контрактной формы найма

3.16. Устанавливают в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. №29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» повышения тарифной ставки (оклада) в размере не менее 10% и предоставления не менее 2-х календарных дней отпуска при заключении контракта с работником.

3.17. Обеспечивают обязательное участие представителя профсоюза в обсуждении условий контракта нанимателя и работника.

В месячный срок по результатам общественного контроля профсоюзов приводят контракты с работниками в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29                «О дополнительных мерах совершенствования трудовых отношений, укреплению трудовой исполнительской дисциплины», предусмотрев в них дополнительные меры стимулирования труда, либо с согласия работника заключает с ним трудовой договор на неопределенный срок.

3.18. Расторжение трудового договора, заключенного на неопределенный срок и (или) контракта по инициативе нанимателя до истечения срока его действия с работником-членом профсоюза производят с предварительного согласия профкома (кроме пунктов 2, 7 и 8 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь).

3.19. Одновременно с уведомлением о намерении перевести работника на контракт вручают ему проект контракта.

3.20. Продлевают (заключают новые) контракты:

3.20.1. с работниками, надлежащим образом выполнявшими свои обязанности и не имевшими дисциплинарных взысканий  в течение  года предшествующего дате окончания контракта, если они выразили согласие на продление трудовых отношений:

на срок не менее трех лет (за исключением лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста и получающих пенсию);

на срок пять лет – при наличии высокого профессионального уровня и квалификации работника (за исключением лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста и получающих пенсию);

на срок не менее чем до достижения  пенсионного возраста – за пять и менее лет до достижения работником общеустановленного пенсионного возраста;

на срок не менее пяти лет – с матерью (отцом, опекуном), усыновителем, попечителем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или двоих и более детей в возрасте до 16 лет;

на срок не менее пяти лет  – с матерью (отцом) в неполных семьях (одинокие матери, отцы, вдовы (вдовцы), разведенные) – до достижения детьми (младшим из них) возраста 16 лет;

на период получения детьми общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования в дневной форме получения образования – с лицами, достигнувшими общеустановленного пенсионного возраста;

3.20.2. или заключают трудовой договор на неопределенный срок по окончании срока действия контракта по письменному заявлению работника, не допускающего нарушений трудовой дисциплины и проработавшего у данного нанимателя не менее пяти лет.

3.21. Предусматривают в коллективных договорах и контрактах:

право работника досрочно расторгнуть контракт по уважительным причинам (беременность женщины, необходимость ухода за больным членом семьи (по медицинскому заключению), переезда супруга на новое место службы или работы в другую местность, в связи с наличием у женщины (отца, воспитывающего ребенка без матери)  детей до 14 лет, зачислением в учебное заведение, по состоянию здоровья на основании медицинского заключения и другие);

3.22. Не допускают увольнения по сокращению численности или штата (за исключением нарушителей трудовой и производственной дисциплины):

одновременно двух работников из одной семьи, кроме случаев полной ликвидации организации;

лиц предпенсионного возраста без их согласия (но не более чем за три года до общеустановленного пенсионного возраста);

работников, являющихся единственным членом семьи с постоянным заработком;

работников, получивших в организации профессиональное заболевание или трудовое увечье;

работника, воспитывающего троих и более несовершеннолетних детей или ребенка-инвалида;

следующие категории женщин, имеющих несовершеннолетних детей:

одиноких матерей (женщин, не состоящих в браке и имеющих детей), в актовой записи о рождении которых, запись об отце произведена в установленном порядке по указанию матери;

вдов, не вступивших в новый брак;

женщин, не состоящих в браке и усыновивших (удочеривших) детей;

разведенных женщин в случаях, когда взыскание алиментов на содержание детей невозможно;

женщин имеющих детей-инвалидов;

3.23. Включают в коллективные договоры следующую норму:

«В случае, если условия контракта ухудшают правовое и социально-экономическое положение работника по сравнению с коллективным договором, действуют нормы коллективного договора. Условия контракта с согласия работника подлежат приведению в соответствие с соглашением или коллективным договором».

 

Профсоюзы

3.24. Содействуют нанимателям в повышении эффективности производства, деятельности, направленной на сохранение действующих и создание новых рабочих мест, реализации других мер, позволяющих предотвратить сокращение работников.

3.25. Проводят анализ итогов аттестации рабочих мест, выявляя рабочие места с наивысшим коэффициентом текучести, совместно с нанимателями разрабатывают мероприятия по доведению условий труда на них до уровня, обеспечивающего их восстребованность.

3.26. Осуществляют общественный  контроль за соблюдением нанимателями трудового законодательства, предоставлением высвобождаемым работникам льгот и гарантий, предусмотренных законодательством, соглашениями и коллективными договорами.

3.27. При ликвидации, реорганизации организаций рассматривают совместно с нанимателями возможности дальнейшего трудоустройства работников, меры по смягчению социальных последствий этих действий.

3.28. Осуществляют контроль за обязательным участием представителя профсоюзной организации в обсуждении условий контракта с работником.

3.29. Оставляют на профсоюзном учете высвобождаемых работников, по их желанию, до трудоустройства в другие организации.

3.30. При поступлении в профком уведомления о предстоящем увольнении работника по инициативе нанимателя рассматривают его коллегиально с вынесением постановления (решения) и в необходимых случаях добиваются защиты трудовых прав работника.

 

 

IY. Оплата труда и уровень жизни населения

Стороны

4.1. Осуществляют согласованные меры, направленные на увеличение заработной платы, доходов населения, снижение численности населения района с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума.

4.2. Осуществляют контроль за своевременной выплатой заработной платы в организациях всех форм собственности, изучают причины задержек выплаты заработной платы, принимают меры по ликвидации задолженности.

4.3. Продолжают развивать системы регулирования заработной платы на основе коллективных договоров и отраслевых тарифных соглашений.

4.4. Включают в отраслевые соглашения, коллективные договоры положения:

4.4.1. о предоставлении социального отпуска без сохранения заработной платы работникам в случаях вступления в брак, смерти близких родственников, супруга(супруги), посещения школьных линеек (в 1-4 и выпускных классах), по другим  семейно-бытовым причинам, участия в региональных (районных, городских), областных, республиканских и международных смотрах-конкурсах любительского творчества, фестивалях, других культурно-массовых и общественно значимых мероприятиях с единовременной выплатой в размере, определенном в коллективном договоре, но не ниже суммы, исчисленной исходя из заработной платы за   8-ми часовой рабочий день текущего месяца для данного работника за каждый день отсутствия;

4.4.2. о предоставлении работникам возможности принять участие в мероприятиях при проведении физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и выплате им при наличии средств единовременной выплаты в размере, определенном в коллективном договоре, но не ниже суммы, исчисленной исходя из заработной платы за 8-ми часовой рабочий день текущего месяца для данного работника за каждый день участия.

 

Райисполком

4.5. Выделяет средства местного бюджета для повышения тарифных ставок (окладов), предоставления дополнительного отпуска при заключении, продлении контрактов с работниками бюджетной сферы в пределах фонда оплаты труда.

Повышение заработной платы работникам бюджетной сферы осуществлять в пределах выделенных ассигнований за счет экономии, полученной от оптимизации численности занятых в ней работников.

Наниматели

4.6. Устанавливают и изменяют формы, системы, размеры оплаты труда, в том числе материального стимулирования, выплат и вознаграждений, доплат, надбавок, нормы труда, их замену и пересмотр с обязательным участием и согласованием профсоюзного комитета.

4.7. Ежемесячно обеспечивают установленный законодательством уровень минимальной заработной платы (месячной и часовой) работникам организации, в том числе работникам которым установлен суммированный учет рабочего времени.

Предусматривают в коллективных договорах порядок и условия индексации заработной платы работников в соответствии с Законом Республики Беларусь от 21 декабря 1990 года № 476-XII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции».

Включают в коллективные договоры порядок и условия индексации заработной платы работников независимо от форм собственности.

4.8. Не допускают установления размера тарифной ставки первого разряда ниже установленного Правительством Республики Беларусь для работников организаций, финансируемых из бюджета.

4.9. При направлении работников на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации в очной (дневной) форме обучения работников, не имеющих квалификации (разряда, класса, категории) по профессии, необходимой организации, принятых на работу по данной профессии без указания разряда (класса, категории) или с его указанием, названным работникам в течение периода обучения за счет средств нанимателя осуществляется выплата заработной платы из расчета не менее тарифной ставки первого разряда, установленной в организации.

4.10. Не допускают при введении новых условий оплаты  труда снижения размеров заработной платы работников на момент их введения.

4.11. Оказывают материальную поддержку в виде разовых и (или) ежемесячных выплат работникам в связи с рождением детей на условиях коллективного договора.

4.12. Сохраняют уровень оплаты труда работникам организации, выразившим по окончанию срока действия контракта свое письменное согласие на предложение нанимателя заключить трудовой договор на неопределенный срок.

4.13. Определяют в коллективных договорах случаи ограничения ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю.

 

Профсоюзы

4.14. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и других нормативно-правовых актов, положений коллективных договоров и соглашений по организации и оплате труда силами правовых инспекторов труда, руководителей и представителей ФПБ, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в ФПБ, и их организационных структур в организациях всех форм собственности.

4.15. Рассматривают обращения членов профсоюзов по фактам нарушений в организации и оплате труда, добиваются их устранения.

4.16. Отстаивают права и интересы членов профсоюзов при рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам, трудовом арбитраже, суде.

 

V. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ

Райисполком

5.1. Обеспечивает установление в каждой сельскохозяйственной организации района тарифов при расчете оплаты услуг по оказанию помощи в выращивании продукции растениеводства и животноводства для работников организаций, обслуживающих (пенсионеров - ранее обслуживавших) население и проживающих в сельской местности, не выше, чем для работников этих сельхозорганизаций.

5.2. Возмещает:

5.2.1. часть затрат  филиалу «Автомобильный парк №11 г. Пружаны» ОАО «Брестоблавтодор»  по перевозке пассажиров в городском и пригородном сообщении;

5.2.2. часть затрат жилищно-коммунальных предприятий по предоставлению населению коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, отопление), по содержанию жилищного фонда местных Советов депутатов;

5.2.3. разницу в ценах, часть затрат и торговой надбавки, а также доходы, выпадающие от предоставления льгот на оплату твердых видов топлива отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством, по реализации топливоснабжающими организациями

района населению твердых видов топлива по фиксированным розничным ценам.

5.3. Оказывает за счет средств местных бюджетов адресную социальную помощь гражданам, оказавшимся по объективным причинам в категории малоимущих, используя заявительный принцип государственной поддержки и декларирование доходов.

5.4. Обеспечивает  выделение в хозяйствах 20% жилья, строящегося в сельской местности, работникам бюджетной сферы (образования, здравоохранения, культуры), работающим в учреждениях, обслуживающих население, расположенных на территории этих хозяйств.

Наниматели организаций, финансируемых из  бюджета

5.5. Осуществляют дополнительные выплаты стимулирующего  характера, оказание материальной помощи  работникам из внебюджетных средств в части сумм превышения доходов над расходами, оставшихся в распоряжении бюджетных организаций, при условии отсутствия просроченной задолженности бюджетной организации по платежам в бюджет, государственные внебюджетные фонды, оплате за товары (работы, услуги).

Наниматели

5.6. Обеспечивают работникам возможность приема горячей пищи и предусматривают в коллективных договорах порядок удешевления стоимости питания в производственных столовых.

5.6. Включают в коллективные договоры:

положения о социальной поддержке работников, находящихся под угрозой увольнения в условиях реструктуризации организаций, в части сохранения за ними права возврата на прежнее место работы, сохранения очереди на получение жилья, места в общежитии, предоставления права пользования объектами социально-культурного назначения и другое;

норму о стимулировании и поощрении членов коллективов работников, активистов профсоюзного движения за результативность воспитательно-профилактической деятельности с обязанными лицами;

норму о поощрении руководителей первичных ветеранских организаций;

положение (раздел) о наставничестве в целях организации и проведения профессионального обучения кадров рабочим профессиям непосредственно на производстве, где предусматривают меры морального и материального стимулирования работы наставников;

положения о предоставлении дополнительных гарантий работникам в виде добровольного страхования дополнительной пенсии за счет средств нанимателя;

обязательства, предусматривающие оказание шефской помощи одиноким неработающим ветеранам и инвалидам, утратившим по уважительным причинам связь с организациями, в которых они работали, а также проживающим в учреждениях социального обслуживания – по представлению местных органов власти, городского, районного совета ветеранов.

5.7. Содействуют ветеранским организациям в осуществлении ими
уставной деятельности. Совместно с профсоюзами оказывают
материальную и хозяйственную помощь неработающим пенсионерам,
ранее работавшим в организациях, в том числе, в сельскохозяйственных и других предприятиях, перешедших впоследствии в подчиненность хозяйствующих субъектов различных отраслей; приглашают ветеранов к участию в общественной и культурной жизни коллективов.

5.8. Райпо сохраняет и развивает действующую сеть
организаций торговли, общественного питания и заготовок, обслуживающую сельское население, обеспечивает наличие в ней необходимого жителям села ассортимента товаров в соответствии с социальными стандартами.

5.9. Матери (мачехе) или отцу (отчиму), усыновителю, опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему)  двоих детей в возрасте до шестнадцати лет и имеющим право на один дополнительный свободный от работы день в месяц согласно нормам ч.3 ст.265 Трудового кодекса Республики Беларусь, по их заявлению предоставляют такой день с оплатой в размере среднего дневного заработка.

Работнику - одинокой матери, вдове (вдовцу), воспитывающей (воспитывающему) ребенка в возрасте до 14 лет, при составлении графика трудовых отпусков планируют отпуска в удобное для работника время.

5.10. Рассматривают возможность включения в коллективные договоры положения, предусматривающего доплату к пособию по временной нетрудоспособности из собственных средств до 100 процентов среднедневного заработка в случае временной нетрудоспособности работника, начиная с первого дня нетрудоспособности (кроме бюджетных учреждений).

Профсоюзы

5.11. Осуществляют контроль за соблюдением положений коллективных договоров и соглашений, касающихся дополнительных гарантий работникам по сравнению с трудовым законодательством.

5.12. Осуществляют общественный контроль за ведением учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, распределением жилья и мест в общежитиях.

5.13. Предусматривают в профсоюзных бюджетах выделение денежных средств для оказания материальной помощи нуждающимся членам профсоюзов.

5.14. Участвуют независимо от отраслевой принадлежности в поощрении (награждении) передовиков-тружеников села в период уборочных работ.

5.15. Имеют право  перечислять денежные средства областному объединению профсоюзов для их кооперирования с целью оказания материальной помощи в особых случаях.

5.16. Осуществляют контроль за обеспечением работников горячим питанием, удешевлением питания, созданием условий для приема пищи.

 

 

VI. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ, ОХРАНА ТРУДА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Райисполком

6.1. Осуществляет:

6.1.1. государственное управление охраной труда на территориальном уровне;

6.1.2. разработку и реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

6.1.3. организацию обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций, которые не находятся в подчинении республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и других организаций;

6.1.4. проведение ежегодного смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда среди организаций  района;

6.1.5. пропаганду и распространение передового опыта в области охраны труда в организациях, расположенных на подведомственной территории.

6.2. Осуществляет постоянный контроль за экологической
обстановкой в районе, недопущением сбросов и
выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Принимают меры
по повышению уровня санитарного состояния и благоустройству
населенных пунктов.

6.3. Обеспечивает контроль за рациональным использованием природных и энергетических ресурсов.

6.4. Через средства массовой информации доводят до населения информацию о состоянии охраны, условий труда, экологической обстановки и принимаемых мерах, направленных на их улучшение.

6.5. Предусматривает в местных бюджетах финансовые средства на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

6.6. На заседаниях райисполкома рассматривает обстоятельства и причины производственного травматизма в организациях, расположенных на подведомственной территории , принимают меры по их профилактике.          Принимает меры по устранению недостатков, выявленных во время рейдов мобильных групп, в том числе и профсоюзных.

 

Наниматели

6.7. Обеспечивают выполнение штатного норматива численности специалистов по охране труда во всех отраслях экономики, соблюдение нормативных и правовых актов по охране труда, эффективность работы служб охраны труда.

6.8. Своевременно и качественно проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда, паспортизацию санитарно-технического состояния условий и охраны труда. По результатам аттестации разрабатывают и осуществляют мероприятия по улучшению условий труда, устанавливают компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Результаты аттестации оформляют и в электронном виде предоставляют в комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома в установленном законодательстве порядке.

6.9. Включают в  коллективные договоры положения о:

6.9.1. выделении средств для осуществления мероприятий по охране труда, профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников в размере не менее 2% от фонда оплаты труда (для организаций, осуществляющих коммерческую деятельность);

6.9.2.  выплате:

- семье погибшего по  вине нанимателя на производстве работника помимо установленного законодательством возмещения ущерба единовременной материальной помощи в размере не менее 10 годовых заработков погибшего, исчисленных по заработку за год от месяца, предшествующего несчастному случаю;

- работнику, утратившему профессиональную трудоспособность в результате несчастного случая  на производстве или профессионального заболевания по вине нанимателя, - единовременной материальной помощи в размере одного среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности, выплачиваемая материальная помощь снижается пропорционально степени вины потерпевшего, определенной в документах расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Порядок и условия выплаты материальной помощи определяются коллективным договором.

6.9.3. обязательном участии представителей профсоюзов в комиссиях по аттестации рабочих мест по условиям труда;

6.9.4. материальном поощрении общественных инспекторов и членов комиссий по охране труда профсоюзных комитетов в зависимости от результатов их участия в осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда и с учетом предложений профсоюзной организации;

6.9.5. выплате выходного пособия в размере не менее среднемесячного заработка лицам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание, при прекращении трудового договора  (контракта) по основаниям п.2, 6 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь;

6.9.6. материальном и моральном  поощрении работников, оказывающих помощь в обеспечении пограничной и общественной безопасности, охране природных ресурсов и окружающей среды, в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

6.10. При заключении коллективных договоров в обязательном порядке включают в них раздел «Порядок разрешения коллективных трудовых споров».

6.11. Информируют в течение суток районные комитеты профсоюзов о каждом несчастном случае на производстве с тяжелым и смертельным исходом, а также групповых несчастных случаях.

6.12. Обеспечивают условия для регулярного участия общественных инспекторов по охране труда в осуществлении периодического контроля за соблюдением законодательства по охране труда, проведении Дней охраны труда в соответствии с Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защ

24/05/2016 09:05

О ПОСОБИИ ПО УХОДУ ЗА ИНВАЛИДОМ I ГРУППЫ ЛИБО ЛИЦОМ, ДОСТИГШИМ 80-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА 

Забота о членах семьи и оказание им помощи является  конституционной обязанностью (статья 32 Конституции Республики Беларусь, статья 100 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье). Такая обязанность  выполняется на безвозмездной основе.

При наступлении трудной жизненной ситуации, когда по объективным причинам семья не может самостоятельно справиться с имеющимися проблемами, оказывается государственная поддержка в виде предоставления социальных услуг территориальным центром социального обслуживания населения либо назначения пособия по уходу.

Порядок назначения и выплаты пособия по уходу регулируется Положением о порядке назначения и выплаты пособия по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 сентября 2006 г. № 1149 (далее - Положение). 


Право на пособие по уходу.

Согласно Положению право на указанный вид пособия возникает в случае ухода за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, и нуждающимся по заключению врачебно-консультационной комиссии (далее – ВКК) учреждения здравоохранения в постоянном уходе.

Право на пособие по уходу имеют лица, достигшие 16 лет, но не старше 65 лет – мужчины, 60 лет – женщины, неработающие, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не обучающиеся в учреждениях образования в дневной форме получения образования, не получающие пенсии, пособия по безработице, ежемесячной страховой выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе, осуществляющие постоянный уход за нетрудоспособными гражданами.

Пособие по уходу назначается постоянно проживающим на территории Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Что понимается под термином «постоянный уход».


Под термином "постоянный уход" понимается помощь других лиц для осуществления одной или нескольких нерегулируемых насущных потребностей (личная гигиена, одевание, приём пищи, осуществление физиологических отправлений и другие), нуждаемость в удовлетворении которых возникает чаще одного раза в сутки.
Для реальной возможности постоянного (а не эпизодического) ухода необходимо непосредственное присутствие лица, осуществляющего уход. Постоянный уход не предполагает оставление на длительное время лица, нуждающегося в таком уходе, поскольку такое оставление грозит опасностью для жизни нетрудоспособного гражданина. 


Порядок обращения за назначением пособия по уходу

Назначение пособия по уходу является административной процедурой, порядок обращения за которой регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлению граждан».

Для решения вопроса о назначении пособия по уходу, необходимо лицу, фактически осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином и претендующему на пособие, обратиться с соответствующим заявлением в  управление  по труду, занятости и социальной защите по месту жительства нетрудоспособного гражданина. При себе необходимо иметь следующие документы:

  • паспорт,
  • трудовую книжку,
  • в случае ухода за лицом, достигшим 80-летнего возраста, – заключение врачебно-консультационной комиссии  о нуждаемости нетрудоспособного гражданина в постоянном уходе,
  • с 26 апреля 2017 г. - медицинскую справку  о состоянии здоровья  заявителя, подтверждающую отсутствие психиатрического и наркологического учета (согласно Указу Президента Республики Беларусь от 20 января 2017 г. №21).

Заключение о нуждаемости в постоянном уходе лиц, достигших 80-летнего возраста, выдают больницы, госпиталь, медико-санитарная часть, диспансер, поликлиника.

Документы, подтверждающие факт постоянно ухода за нетрудоспособным лицом.

Вопросы установления факта осуществления постоянного ухода за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, и назначения (отказа в назначении) пособия по уходу отнесены к компетенции коллегиального органа – Комиссии по назначению пенсий  районного (городского) исполнительного и распорядительного органа (далее – Комиссия) по месту жительства нетрудоспособного гражданина. Пособие назначается в срок от 10 дней до 1 месяца.

Факт осуществления ухода за нетрудоспособным гражданином подтверждается актом обследования, справкой сельского (поселкового) Совета депутатов (в отношении лиц, проживающих в сельской местности) либо решением суда.

В акте обследования указываются сведения об осуществлении ухода, полученные путём опроса лиц (соседей, родственников и других) под их личную подпись. Кроме этого, производится запись о подтверждении нетрудоспособным гражданином осуществления за ним ухода под его личную подпись (при невозможности нетрудоспособного гражданина подписаться вследствие состояния здоровья в акте указывается причина отсутствия его подписи).

Осуществление ухода предполагает совместное фактическое проживание либо проживание в одном населённом пункте (городе, посёлке городского типа, сельском населённом пункте) лица, осуществляющего уход, и нетрудоспособного гражданина, за которым он осуществляется.

В случае проживания указанных лиц в разных населённых пунктах вопрос о назначении пособия решает Комиссия с учётом конкретных обстоятельств. При этом родственные отношения лица, осуществляющего уход, и нетрудоспособного гражданина значения не имеют.

Решение Комиссии о назначении (отказе в назначении) пособия оформляется протоколом, который приобщается к документам в личном деле получателя пособия.

Копия протокола заседания Комиссии в течение 5 дней после вынесения такого решения выдаётся (высылается почтовым отправлением) лицу, обратившемуся за назначением пособия. 

Порядок  обжалования решения Комиссии об отказе в назначении пособия по уходу.

Решение Комиссии об отказе в назначении пособия по уходу может быть обжаловано в комитет по труду, занятости и социальной защите областного (Минского городского) исполнительного комитета в течение одного года со дня принятия обжалуемого решения.

Обжалование решения Комиссии в судебном порядке осуществляется после его обжалования в комитет. 

Размер пособия.

Пособие по уходу назначается в размере 100 процентов, а при осуществлении одновременно ухода за двумя и более нетрудоспособными гражданами – в размере 120 процентов  наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Порядок выплаты пособия по уходу.

Выплату пособия по уходу производит орган по труду, занятости и социальной защите, назначивший это пособие.

Пособие выплачивается за текущий месяц через организации почтовой связи, банки, организации, осуществляющие доставку пенсий (по выбору получателя пособия).

В случае неполучения пособия через указанные организации, кроме банков, в течение шести месяцев подряд выплата пособия приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истёк шестимесячный срок. 

Условия прекращения выплаты пособия по уходу.

Выплата пособия прекращается с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором наступили следующие обстоятельства:

смерть либо признание в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим нетрудоспособного гражданина либо лица, осуществляющего уход;

истечение срока, на который установлена I группа инвалидности;

назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии (независимо от её вида), пособия по безработице, ежемесячной страховой выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе;

истечение срока действия вида на жительство в Республике Беларусь;

прекращение осуществления ухода, подтверждённого заявлением нетрудоспособного гражданина (его законного представителя) либо актом обследования органа по труду, занятости и социальной защите;

поступление лица, осуществляющего уход, на работу либо занятие предпринимательской деятельностью;

поступление лица, осуществляющего уход, на учёбу в учебное заведение дневной формы получения образования;

помещение нетрудоспособного гражданина в государственную стационарную организацию социального обслуживания, в больницу сестринского ухода либо его зачисление в другой организации на государственное обеспечение, социальное обслуживание;

выезд нетрудоспособного гражданина за границу или перемена им места жительства, влекущая изменение органа, выплачивающего ему пенсию;

обнаружение (наступление) других обстоятельств и (или) документов, влекущих прекращение выплаты пособия.

Решение о прекращении выплаты пособия принимается органом по труду, занятости и социальной защите и оформляется протоколом. 

Обязанность лица, получающего пособие по уходу.

Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней сообщить органу, назначившему (выплачивающему) пособие, об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пособия.

Суммы пособий, перечисленные в банк после наступления обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пособия, подлежат возврату органу, выплачивающему пособие, на основании его распоряжения. Если на момент поступления в банк распоряжения суммы пособий выданы, то их взыскание осуществляется в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Суммы пособия, не полученные своевременно, выплачиваются за всё прошлое время единовременно, но не более чем за три года перед обращением за их получением. Для их выплаты лицо, осуществляющее уход, в заявлении о возобновлении выплаты пособия должно указать причины неполучения пособия и по возможности представить подтверждающие эти причины документы, а также подтвердить факт осуществления ухода за нетрудоспособным гражданином.

Суммы пособия, не выплаченные своевременно по вине органа по труду, занятости и социальной защите, назначившего (выплачивающего) пособие, выплачиваются за всё прошлое время без ограничения каким-либо сроком. При этом суммы пособия индексируются в порядке, установленном для индексации пенсий. 

Условия возобновления выплаты пособия по уходу.

Возобновление выплаты пособия производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были приняты заявление о его возобновлении и необходимые документы, в случаях:

обращения лица, осуществляющего уход, за возобновлением выплаты пособия, приостановленного в случае неполучения пособия   через организации почтовой связи, организации, осуществляющие доставку пенсий, в течение шести месяцев подряд;

перемены нетрудоспособным гражданином и (или) лицом, осуществляющим уход, места жительства в пределах территории Республики Беларусь. При этом истребуется личное дело получателя пособия;

переосвидетельствования инвалида I группы в срок, определённый медико-реабилитационной экспертной комиссией, и подтверждения ему I группы инвалидности;

продления лицу, осуществляющему уход, действия вида на жительство в Республике Беларусь.

В данном случае неполученные суммы пособия выплачиваются за всё время, в течение которого выплата этого пособия была прекращена, но в пределах срока трёх лет.

В случае пропуска инвалидом I группы срока переосвидетельствования, определённого медико-реабилитационной экспертной комиссией (независимо от причины), выплата пособия возобновляется со дня, с которого он вновь признан инвалидом I группы, по заявлению лица, осуществляющего уход. 

Выплата недополученной суммы пособия в связи со смертью получателя пособия по уходу. 

Право на получение сумм пособия, причитавшихся лицу, осуществлявшему уход, и недополученных в связи с его смертью, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали ли они совместно. Указанные суммы пособия выплачиваются в порядке, установленном законодательством для выплаты недополученных сумм пенсий.

Споры по вопросам назначения и выплаты пособия, в том числе о взыскании сумм пособий, излишне выплаченных вследствие злоупотребления лиц, осуществляющих уход (в результате представления документов с заведомо неправильными сведениями, сокрытия факта работы и иной деятельности, а также несообщения о других обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пособия), разрешаются в судебном порядке. 

Необходимо отметить, что пособие по уходу является мерой социальной защиты трудоспособного лица, вынужденного  по объективным причинам  оставить работу для ухода за престарелым лицом.

Для пожилых людей и инвалидов, которые по состоянию здоровья испытывают необходимость в посторонней помощи (например, уборка жилых помещений, покупка и доставка на дом продуктов питания и промышленных товаров первой необходимости, оказание помощи в приготовлении пищи  и др.) территориальными центрами социального обслуживания населения обеспечивается предоставление таких социальных услуг на дому.

Инвалидам I группы, а также пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, другим одиноким пенсионерам, нуждающимся по заключению медико-реабилитационных экспертных комиссий или врачебно-консультационных комиссий в постоянной посторонней помощи, к пенсии устанавливается надбавка на уход в размере 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту, а инвалидам I группы – 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту. Также Указом  Президента Республики Беларусь от 16 января 2012 г. № 35 «О повышении пенсий»  установлена доплата к пенсии: пенсионерам, достигшим 75-летнего возраста, – в размере 75 процентов минимального размера пенсии по возрасту, 80-летнего возраста - 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту. Эти выплаты могут быть использованы пенсионером для оплаты услуг социального работника.

Справочно: на Брестчине проживает более 117 тысяч одиноких и одинокопроживающих граждан,  из них 10 255 граждан   находятся на надомном обслуживании. Более 6 тысяч граждан получают пособие по уходу за инвалидами I группы либо лицами, достигшими 80-летнего возраста.

28/10/2010 10:10

С 21 января 2022 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 15 июля 2021 г. № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее - Закон).

Законом предусмотрено комплексное урегулирование вопросов государственного социального страхования, в том числе профессионального пенсионного страхования, внесены изменения в отдельные нормы Закона «О профессиональном пенсионном страховании».

Определено понятие «плательщики взносов на профессиональное пенсионное страхование» - это страхователи, к которым относятся работодатели из числа юридических лиц, их представительств и филиалов, имеющих отдельный баланс, а также представительств иностранных организаций, иностранных организаций, предоставляющие работу в особых условиях труда по трудовым договорам (п. 3 статьи 3 Закона).

Из Закона «О профессиональном пенсионном страховании» исключены нормы об уплате взносов на ППС, содержащиеся в статье 7, что обусловлено регулированием таких отношений статьями 4 и 12 Закона.

Указом Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2021 г. № 448, с 21 января 2022 г. утратил силу Указ Президента Республики Беларусь от 10 января 2009 г. № 23 «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование». Размеры взносов на профессиональное пенсионное страхование (далее - взносы на ППС) установлены статьей 6 Закона.

Порядок определения объекта для исчисления взносов на ППС не изменился, однако следует обратить внимание, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2021 г. № 763 внесены изменения в Перечень № 115, который значительно расширен. Включение в него новых выплат обусловлено сближением налоговой базы для исчисления подоходного налога и объекта для исчисления взносов в Фонд и Белгосстрах, а также закреплением правоприменительной практики.

Согласно новой норме Закона «О профессиональном пенсионном страховании», органами Фонда, после принятия решения о назначении досрочной профессиональной пенсии, будут выдаваться пенсионные удостоверения (п. 6 статьи 15 Закона «О профессиональном пенсионном страховании»).

 

К списку новостей