С 24.10.2021 вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 12 октября 2021 г. № 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь», который предусматривает внесение изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее - Декрет № 5), в том числе в части регулирования порядка приема на работу.
Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь проводится анализ соблюдения должностными лицами нанимателей установленного порядка приема на работу.
В ходе изучения данного вопроса в организациях выявлены многочисленные нарушения действующего законодательства, в связи с чем хочется еще раз обратить внимание на обязанность государственных органов, иных государственных организаций, а также организаций, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности (далее - государственная организация), запрашивать характеристику на вновь принимаемых работников (ч. 2 п. 11 Декрета № 5) и обязанность всех организаций не зависимо от формы собственности предоставлять по запросу государственной организации характеристики на работников.
При приеме на работу работника в государственную организацию наниматели обязаны запрашивать характеристику с предыдущего места его работы независимо от того, сколько лет прошло с момента увольнения работника с последнего места работы, а также независимо от того, на какую должность служащего или по какой профессии рабочего он принимается на работу.
Если последним местом работы являлась негосударственная организация, необходимо дополнительно запросить характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих пяти лет. В случае, если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них.
На работников, принимаемых на работу впервые (принимаемый работник был учащимся, студентом, индивидуальным предпринимателем, проходил военную службу, службу и др.) характеристики запрашивать не нужно. Также не нужно запрашивать характеристики на работников, которые ранее работали только за пределами Республики Беларусь.
При приеме на работу в государственную организацию внешнего совместителя также необходимо запрашивать характеристику. При этом предыдущим местом работы по отношению к совместительству в данном случае будет основное место работы работника. Кроме того, если основное место работы - негосударственная организация, то также потребуется запросить характеристику из государственной организации, являвшейся местом работы этого работника в течение предшествующих пяти лет.
При заключении трудового договора о работе по внутреннему совместительству характеристика не запрашивается, так как работник фактически не меняет место работы.
При увольнении работника и последующем его приеме на работу к тому же нанимателю характеристика не запрашивается и не приобщается к документам о приеме на работу.
Кроме того, в отношении кандидатов на руководящие должности необходимо запросить сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях. Такие сведения предоставляются бесплатно.
Для целей настоящего Декрета под руководящей должностью понимается должность руководителя либо заместителя руководителя организации, иного работника, осуществляющего организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, ее структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности.
Характеристика должна быть выдана в течение семи календарных дней со дня получения соответствующего запроса (ч.1 п. 11 Декрета № 5). Форма характеристики установлена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2021 г. № 585 «О форме характеристики». При этом при направлении характеристики по запросу государственной организации в обязательном порядке должны отражаться сведения об отношении работника к государственным и общественным институтам, конституционному строю, о совершавшихся действиях против порядка управления и общественной безопасности, наличии антигосударственных проявлений работника на рабочем месте.
В соответствии с п. 12 Декрета № 5 нарушение предусмотренного Декретом № 5 порядка приема на работу, назначения на должность, выдачи характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи признаются грубым нарушением трудовых обязанностей. Виновные деяния должностных лиц по вышеуказанному грубому нарушению трудовых обязанностей, повлекшие причинение ущерба государственной собственности либо существенного вреда государственным или общественным интересам, при наличии оснований влекут ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь.Об индексации денежных доходов населения за август 2022 года
В связи с опубликованием Национальным статистическим комитетом индекса потребительских цен за август 2022 г. Министерство труда и социальной защиты информирует о порядке индексации денежных доходов населения, установленных от базовой величины.
Поскольку индекс потребительских цен за август 2022 г. к марту 2022 г. (месяцу индексации денежных доходов физических лиц, установленных от базовой величины) не превысил пятипроцентный порог и составил 104,0 %, для индексации вышеназванных доходов сохраняется индекс 107,7 % (март 2022 г. к январю 2022 г.)
Таким образом, за август 2022 г. на 7,7 % индексируются следующие виды денежных доходов физических лиц, установленные от базовой величины, выплачиваемые из бюджетных источников и не носящие единовременного характера:
пособия по безработице;
стипендии гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета.
В связи с тем, что норматив индексации установлен в размере 100% утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на момент индексации (328 рублей 50 копеек), то сумма индексации составит:
для доходов выше указанного норматива – 25 рублей 29 копеек;
для доходов ниже указанного норматива – 7,7 % от их фактического значения.
Дополнительно информируем, что размер месячной минимальной заработной платы за август 2022 г. составляет 482 рубля 29 копеек.
Профессиональное пенсионное страхование или доплата к заработной плате?
С 1 января 2009 года работники, занятые в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности, подлежат профессиональному пенсионному страхованию. К ним относятся:
После вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 г. № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения», данные категории работников, у которых специальный стаж работы до 1 января 2009 года составляет менее половины требуемого для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет (либо не имеют такого стажа до указанной даты), имеют право выбрать:
профессиональное пенсионное страхование либо ежемесячную доплату к заработной плате.
Размер ежемесячной доплаты определяется работодателем, но не может быть менее суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование работника, причитающихся к уплате в бюджет фонда. Выбор работником ежемесячной доплаты оформляется путем подачи работодателю письменного заявления. В заявлении работником в обязательном порядке должны быть указаны сведения о периодах имеющегося у него специального стажа работы, выработанного до 1 января 2009 года. Выплата ежемесячной доплаты производится до достижения застрахованным лицом общеустановленного пенсионного возраста.
Денежные средства в виде ежемесячной доплаты к заработной плате - это дополнительный доход, который частично может быть использован для формирования дополнительной накопительной пенсии в рамках нового вида добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии, который вводится 1 октября 2022 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2021 г. № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии». Осуществление дополнительного накопительного пенсионного страхования возложено на республиканское унитарное страховое предприятие «Стравита».
О добровольном страховании
дополнительной накопительной пенсии
Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2021 г. № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии» с 1 октября 2022 г. вводится дополнительный вид пенсионного страхования - добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства.
Появление новой добровольной пенсионной программы не затрагивает государственные обязательства по солидарной пенсионной системе. Конституционные гарантии по социальному обеспечению граждан в старости, в случае потери кормильца, при установлении инвалидности остаются неизменными.
Новый финансовый стимул – государственное софинансирование, которое заключается в том, что часть взносов на накопительную пенсию будет оплачена из государственных средств. Государство материально поддержит работников, принявших решение самостоятельно повлиять на свой доход в пенсионном возрасте.
Работник, желающий участвовать в страховании, сможет уплачивать дополнительный взнос на накопительную пенсию (в дополнение к обязательному 1-процентному взносу на трудовую (солидарную) пенсию). Размер этого взноса – в процентах от фактической заработной платы - он выбирает самостоятельно. Максимальный размер дополнительного взноса работника – 10 %.
Если работник принял решение участвовать в новой программе, то работодатель обязан будет уплатить дополнительный взнос на накопительную пенсию в размере взноса работника, но не более 3 %. При этом расходы работодателя на уплату пенсионных взносов не увеличатся. Его обязательный 28-процентный взнос в бюджет фонда социальной защиты населения соразмерно уменьшится.
Например, если в пенсионные накопления работника нужно будет направить 3%, то в бюджет фонда социальной защиты населения работодателем будут перечислены 25 %. В сумме взнос работодателя, как и ранее, составит 28%.
Государство принимает на себя обязательства по сохранению доходов бюджета фонда социальной защиты населения для обеспечения выплаты текущих пенсий в рамках солидарной пенсионной системы.
Право участвовать в новом страховании предоставляется работникам, за которых их работодателями уплачиваются обязательные взносы в бюджет фонда социальной защиты населения.
Начинать участвовать в новом страховании можно не позднее, чем за 3 года до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Ограничение обусловлено тем, что при менее продолжительных сроках участия накопленные средства и результаты от их инвестирования объективно не смогут стать существенными.
Добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии будет осуществляться республиканским унитарным страховым предприятием «Стравита».
С 1 октября 2022 г. работникам, желающим формировать дополнительную накопительную пенсию, необходимо обращаться в РУСП «Стравита». Подать заявление и заключить договор можно при личном визите в страховую организацию или в электронном виде через ее официальный сайт. О заключении договора и участии в новой программе нужно уведомить работодателя.
Дополнительные взносы работника на накопительную пенсию по его заявлению будут ежемесячно перечисляться самим работодателем в РУСП «Стравита».
Для участников новой программы предоставляется льгота по подоходному налогу.
Это значит, что размер заработка работника, с которого работодателем исчисляется подоходный налог (13%), будет уменьшен на величину страхового взноса, уплаченного за счет средств работника.
Дополнительные накопительные пенсии также освобождаются от подоходного налога с физических лиц.
Предусматривается возможность наследования пенсионных накоплений. В случае смерти страхователя накопленная пенсия будет унаследована в соответствии с законодательством.
Гарантируется сохранность пенсионных накоплений, то есть государство гарантирует страховые выплаты по договорам страхования, заключенным РУСП «Стравита» или правопреемником данной страховой организации.
Кроме того, гарантируется норма доходности по пенсионным сбережениям в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей в соответствующем периоде. Предусматривается также начисление дополнительной доходности по результатам инвестиционной деятельности РУСП «Стравита».
На сумму дополнительной пенсии в месяц повлияет и выбранный работником срок ее получения – 5 либо 10 лет.