Версия для слабовидящих transparent_line
Пружанский районный
исполнительный комитет
(
fotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_image
Меню
h_line_delimetr
7 чудес Пружанщины

В Государственный свод историко-культурных ценностей РБ на территории Пружанского района включены 76 объектов: это 36 памятников истории, 35 памятников архитектуры и 5 памятников археологии.

Гордостью района являются 7 объектов, которым присвоена «2» категория – объекты, имеющие национальную значимость.

1. Здание бывшей городской усадьбы: усадебный дом и флигель.



Здание бывшей городской усадьбы середины XIX в. в г. Пружаны, построенное по проекту архитектора Ланци и принадлежащее предводителю дворянства Валентию Швыковскому. Это визитная карточка города.        Ансамбль усадьбы включает каменное здание, к которому со стороны города ведет широкая аллея, флигель и парк пейзажного типа. Единственная восстановленная в Беларуси усадьба в стиле модерн, в здании которой находится музей-усадьба «Пружанскі палацык».

В 2003 году музей-усадьба получил грант из фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры на общую сумму 35 млн.руб., за счет чего в музее были проведены ремонтные работы и открыты салон, цветочный зал, зимний сад, охотничий кабинет и выставка природы.

В 2011 году музей-усадьба «Пружанскі палацык» стал финалистом республиканского конкурса «7 Чудес Беларуси». Информация о работе музея регулярно публикуется на новостных Интернет-порталах и в ведущих периодических печатных изданиях области и республики.

В настоящее время в музее открыто для посещения 13 залов. Музей имеет славу общественно-культурного и образовательного центра, в котором проходят музыкально-литературные вечера, научные конференции по популяризации и сохранению историко-культурного наследия. Этот важный туристический объект района на протяжении 2006-2011 гг. посетило более 37 тыс. человек. В фондах музея находятся более 5 тысяч экспонатов. Работает сувенирная лавка.

Усадьба – памятник усадебно-парковой архитектуры неоренессанса.


2. Торговые ряды, 1896 г., в г. Пружаны.

Авторы проекта – архитекторы Михайловский и Савич. В плане они имеют вид растянутого прямоугольника, нарезанного на секции-лавки и окруженные по периметру арочной галереей. Пружанские торговые ряды являются импровизацией архитектуры барокко и классицизма и интересны как образец гражданской монументальной архитектуры, единичные примеры которой сохранились в застройке современных городов Беларуси. Именно на этом месте торговые ряды стояли в XVI в. В настоящее время используются также, как и раньше – сейчас в них располагаются торговые павилионы.


3. Ружанский дворцовый комплекс Сапегов.



Ружанский дворец стоит на возвышенности в юго-восточной части поселка. С какой бы стороны вы не подъезжали к Пружанам – отовсюду видны развалины замка. При Льве Сапеге комплекс представлял собой двухэтажный крестоподобный дворец с тремя башнями. В центральной части, которая выступала за линию фасада, располагались вестибюль с лестницей, на втором этаже – большой зал, в боковых частях – жилые помещения, кабинеты, архив, библиотека. Под дворцом находились двухэтажные подвалы (вход в один из них зияет черной дырой, так как под тяжестью времени перекрытия обрушились). По некоторым историческим сведениям, резиденция существовала уже в первой половине XVI столетия, и в ней воевода Ян Сапега с большой пышностью принимал короля Жигимонта I Старого. Точные же данные относительно дворца датируются XVII веком, поэтому историки склонны придерживаться версии, которая предполагает, что дворец был построен все-таки позже.

Достоверно известно, что в 1617 году канцлер ВКЛ Лев Сапега принимал тут королевича Владислава. В 1644 году король Владислав IV опять был гостем дворца. На сей раз его принимал подканцлер Казимир Лев Сапега. В память об этом в резиденции была установлена мемориальная доска...

В конце XVII – начале XVIII веков во время многочисленных войн дворец был сильно разрушен, но затем восстанавливался. В конце XVIII века резиденция кардинально поменяла свой облик. Приложил к этому руку известный архитектор Ян Самуэль Беккер. По его проекту дворец был перестроен и из крестоподобного стал симметричным в плане. К центральной части главного фасада был пристроен портик с пилястрами и колоннами, завершавшийся треугольным фронтоном со скульптурой – это все можно увидеть, так как главный фасад «дожил» до наших времен.

Дворцовый комплекс был создан из нескольких сгруппированных вокруг парадного двора корпусов. В восточной части размещались театр и манеж. Театр имел глубокую сцену с семью планами кулис, что давало возможность трижды менять оформление во время спектакля. Зал был двухъярусным: в первом находилось 14 изолированных лож, во втором – 15 с королевской в центре. В западном корпусе резиденции размещалась картинная галерея. Радовали глаз парк, сад и удивительной красоты оранжерея. Теперь на этом месте, как невзрачные грибы-поганки, выросли сараи примостившегося к дворцовым развалинам поселкового двора.

Параллельно резиденции была построена въездная брама с двухэтажными флигелями по бокам. Величественная, наподобие триумфальной арки, она была украшена резными геральдическими картушами из мореного дуба. Эти украшения частично сохранились до наших времен, напоминая о былом величии дворца.

Нет сомнения, что дворец был красивым. Свидетельство тому – остатки пилястр, лепных гирлянд, скульптур, которыми были декорированы фасады построек...

После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году Ружаны стали частью Российской империи. В этот период Берестейская земля утратила множество ценных исторических построек: ради строительства крепости было уничтожено древнее Берестье, закрыт и разграблен картезианский монастырь в Березе-Картузской, лишена былого величия и резиденция Сапегов. В дворцовый комплекс «заселились» суконная и ткацкая фабрики. А вскоре – в 1831 году – за поддержку Сапегами шляхетского восстания Россия конфисковала дворец и передала его в казну...

Во время Первой мировой войны дворцовый комплекс в Ружанах был сильно поврежден, но в 1930 году его частично реставрировали. После Второй мировой войны сохранились – главный и восточный корпуса, въездная брама и флигели.

Ружанский дворцовый комплекс Сапегов – жемчужина Пружанщины. Несмотря на продолжающиеся реставрационные работы, с января 2010 года начал работать экспозиционный зал и выставка. За это время здесь побывало более 18 тысяч человек, продано сувенирной продукции на сумму 48 643 370 руб. В конце 2011 года сдан  в эксплуатацию западный флигель, где на данный момент открыто три экспозиционных зала. Они посвящены истории рода Сапегов и истории местечка Ружаны. В экспозиции «Гасцёўня канцлера» (интерьер XVII–XVIII вв) проводятся театрализованные художественные постановки. Согласно Государственной программе «Замки Беларуси» в 2013 году планируется начать реконструкцию южного корпуса.



В июне 2011 года на территории дворцового комплекса прошел областной праздник «Ружанская брама», как первая активная проба широкой популяризации одного из ценных объектов нашего историко-культурного наследия. В рамках этого праздника проведена презентация электронной библиотеки «Книгосбор рода Сапегов», театрализованное представление, шляхетский бал, ярмарка, выступления творческих коллективов области, выставка творчества народных мастеров, файер- и лазерное шоу, фейерверк. Надеемся, что этот праздник станет хорошей традицией и визитной карточкой района. В этом году в рамках «Ружанской брамы» будет отмечаться 455-летие со дня рождения Льва Сапеги, 460-летие г.п. Ружаны и 375-летие получения поселком Магдебургского права.


4. Церковь Святых Апостолов Петра и Павла и монастырь базилиан в г.п. Ружаны.



Церковь главным восточным фасадом выходит на площадь 17 Сентября. Построена как униатская в 1675 г. из кирпича. В 1784-1788 гг. перестроена архитектором Я.С.Беккером.

Здание однонефное, однобашенное, с большой полукруглой апсидой, накрыто невысокой двускатной крышей, переходящей над апсидой в конусовидную и завершенной главкой. По сторонам апсиды расположены 2 квадратные в плане невысокие ризницы, накрытые трёхскатными крышами. Главный фасад украшен слоистыми пилястрами, профилированными тягами, нишами и филенками. Стены боковых фасадов раскрепованы пилястрами и завершены развитым карнизом. В ризалите главного фасада расположены лестницы, ведущие на хоры и в башню – колокольню.

Интерьер зальный,с зеркальным сводом. На потолке главного зала и апсиды – роспись на тему «Преображение» (повреждена пожаром в 1895г., восстановлена в начале XX в.). В своде апсиды размещена композиция «Бог Саваоф». На северной и южной стенах (около иконостаса) в медальонах – изображение апостолов Петра и Павла.

Единое композиционное целое с церковью составляет жилой корпус монастыря, возведенный значительно позже, в 1784-1788 гг. с южной стороны церкви. Всеми работами по строительству жилого корпуса монастыря базилиан руководил Я.С.Беккер. Деньги на строительство были пожертвованы Александром Сапегой.

Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с вальмовой крышей. Главный восточный фасад симметричной трёхчастной композиции. Центральная часть выделена небольшим ризалитом, боковые разделены пилястрами, между которыми размещаются окна с филёнками. Ризалит и углы здания отделаны сдвоенными пилястрами. Центральный дверной проём — арочный полуциркульный, оконные – прямоугольные, декорированные треугольными и полукруглыми сандриками на первом этаже. Дворовый и боковые фасады лишены архитектурного декора. Здание имеет конструктивную схему с 3 продольнонесущими стенами. Поперёк корпуса расположен сквозной проход с лестницей.

Планировка первого этажа анфиладная, второго — коридорная. Первый этаж перекрыт крестовыми сводами на подпружных арках, перекрытие второго этажа плоское.

Монастырь — памятник архитектуры барокко.


5. Костел Пресвятой Троицы в г.п. Ружаны

 


Построенный в 1615-1617 гг. из кирпича на средства Льва Сапеги для монахов доминиканцев на месте деревянного храма, заложенного в 1595 г. Тышкевичами. В 1768 г. пристроена часовня св. Креста, в 1787 г. – часовня св. Варвары и сооружён купол над апсидой (архитектор Я.С. Беккер). Реконструкция 1850 г. придала архитектурному декору некоторые черты классицизма. Костёл восстановлен после пожара в 1891г. и окружен каменной оградой с воротами.

Однонефный, однобашенный храм с полукруглой апсидой. К прямоугольному в плане нефу с 2 сторон симметрично примыкают невысокие часовни, к алтарной апсиде – такие же по высоте сакристии. При входе расположена четырёхъярусная башня, накрытая высоким гранёным шатром. Снаружи в нише стены апсиды – скульптура св. Доминика. Неф костёла перекрыт цилиндрическим сводом с распалубками. Свод пресбитерия укреплён подпружными арками. Часовни и сакристии перекрыты крестовыми сводами. Над входом в западной части здания расположены хоры (со старинным органом) на деревянных крестообразных столбах с резными кронштейнами.

Помещения богато декорированы архитектурной пластикой, скульптурой и живописью. Амвон, своды и подпружные арки украшены лепным стукковым орнаментом растительного характера. Пространство пресбитерия замыкает четырёхколонный главный алтарь с раскрепованным лучковым фронтоном, который украшают скульптуры ангелов, лепной орнамент и фамильный герб магнатов Сапег. По сторонам колонн размещены деревянные полихромные скульптуры св. Петра и Павла. Пресбитерий от нефа отделяет кованая ограда XVIII в., композиция которой состоит из окантовых завитков, волют, цветков и монограммы фундатора костёла. Соответственно алтарной части решены входы в боковые помещения и часовни.

В костеле сохранился редкий памятник – эпитафийная композиция (из искусственного мрамора стукко) Болеслава Биспинга, маршалка стародубского, друга Александра Сапеги (выполнил в 1789 г. скульптор Иосиф Прукнер). Центром композиции является портрет Болеслава в овальной оправе, окаймленной лавровым венком. Над ним скульптурное изображение трубящего ангела. На саркофаге выполнена мемориальная надпись и расположен родовой герб; уравновешивает композицию фигура скорбящей женщины. Величие её облика, сдержанность в передаче человеческого горя олицетворяют античные идеалы мужества и красоты.

В архитектуре памятника воплощены элементы раннего барокко, в отделке интерьеров - позднего барокко. В результате многочисленных перестроек памятник приобрёл некоторые черты классицизма.
 

6. Звонница. 1799 год. в г.п. Шерешево.

Уникальный памятник архитектуры. Представляет собой центричное квадратное в плане двухъярусное строение. Нижний ярус срублен с бруса в лапу и отделен от верхнего широким гонтовым отливом. Верхний ярус каркасный, состоит с восьми стоек, соединен разными криволинейными подкосами, которые создают своеобразную аркаду, между ними разная дощатая ограда. Увенчана звонница шатровым верхом с граненным барабаном. Народной мудростью, архитектурным совершенством и законченностью веет от деревянной звонницы, срубленной в 1799 году в соответствии с местными канонами без единого гвоздя.

 

 7. Бывший монастырь миссионеров: Троицкий костел и жилой корпус, 17631785 гг. в д. Лысково.



Первый деревянный костел был построен в 1527 г. на средства витебского воеводы, жмудского старосты Матея Клочки, в 1751 г. владелец имения Адамова волковысский маршалок Ян Быховец передал его миссионерам.

В 1763–85 гг. костел отстраивают из кирпича. Во второй половине 18 ст. построен монастырский корпус. При монастыре миссионеров существовала школа, госпиталь и библиотека. В 1866 г. костел отдали православным, что повлекло за собой  реконструкцию. Провел ее архитектор Ф. Афанасьев. 22.07.1880 г. от молнии загорелась крыша, сохранились лишь каменные стены костела. В 1883–84 гг. восстановлен архитектором П. И. Золоторевым - выложены новые помещения под склеп, заменена крыша.

Рядом с костелом 16.09.1825 г. похоронили польского поэта и драматурга Ф. Карпинского

Костел – памятник архитектуры позднего барокко. Крестообразный в плане, однобашенный, с прямоугольной алтарной частью и 2 сакристиями. Башня четырехъярусная, плавно выступает на основной плоскости главного западного фасада. Карниз делит башню на 2 части: нижнюю, сочлененную в одном объеме с основной частью храма, и верхнюю, которая представляет собой доминирующее в силуэте двухъярусное завершение. Нижняя часть башни вместе со стеной  основного объема разделена профилированной тягой на 2 яруса: нижний исполнен в виде массивного цоколя, верхний расчленен пилястрами и завершены фронтоном в передней грани. Верхняя часть грани декорирована слабо развитыми волютами. Углы башни закруглены и выполнены пилястры.

Северное крыло трансепта имитирует в своей раскраске архитектурную ордерную пластику.

Жилой корпус – двухэтажный, П-подобное в плане здание, возведено во второй половине XVIII в. Стены расчленены по периметру пилястрами. Главный восточный фасад с центральным ризалитом повернут к костелу. Боковые части фасада поделены карнизной тягой на 2 яруса. Окна первого этажа размещены в арочных нишах. Планировка галерейная. На первом этаже южного крыла располагалась кузня и трапезная. Сейчас в здании расположен ФАП. Монастырский корпус – памятник архитектуры позднего барокко.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Контактная информация
Пружанский районный
исполнительный комитет
225133, г.Пружаны,ул.Ширмы, 17,
e-mail: pruzhany-uprav@brest.by
Режим работы: с 8.00 до 17.00,
обед с 13.00 до 14.00,
выходные дни: суббота, воскресенье
8-01632-9-13-05
h_line_delimetr
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Пружанский районный
исполнительный комитет
225133, г.Пружаны,ул.Ширмы, 17,
e-mail: pruzhany-uprav@brest.by
Сайт разработан
БОКУП "Центр внедрения научно - технических разработок"
Каменецкий Брестский Малоритский Жабинковский Пружанский Кобринский Берёзовский Дрогичинский Ивацевичский Ивановский Барановичский Ляховичский Ганцевичский Пинский Лунинецкий Столинский